http://anapa-pro.com/category/15/article/2195Татьяна Воеводина
Глобальная песочница на острове дураков. Часть 1
Статья посвящена анализу страшного феномена: тотальной примитивизации и инфантилизации современного взрослого человека. Результатом этого становится неадекватное сознание: всё больше людей не в состоянии оценить реальность, корректно сформулировать свои цели и задачи и тем более организовать себя на их достижение и выполнение. В статье показано, что это двухсторонний процесс. С одной стороны это результат манипуляции сознанием людей современными СМИ, но с другой стороны - это и заказ общества и самого человека, который соглашается на манипуляции.
Татьяна Воеводина
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3353&level1=main&level2=articles Когда-то дети изображали из себя взрослых, сегодня наоборот: взрослые активно косят под детей. Никто не имеет права стать не то, что старым, об этом и речи нет - даже просто немолодым. Лучше всего оставаться дошкольником, лет эдак 6. Вообще, современные СМИ, общественный дискурс, вся атмосфера общества - ориентированы на шестилеток. Вернее так: на взрослых, сохранивших незамутнённость ума, свойственную дошкольникам. Кто-то из американских режиссёров сказал, что кино в Америке создаётся в расчёте на цветного подростка - его уровень понимания и образ мысли. У нас это, вероятно, соответствует детсадовскому образу мышления и всем его милым особенностям. В чём они состоят? А вот.
Sancta simplicitas - святая простота
Любой разговор, любое рассуждение должно быть простым. Признаются только простые мысли и простые решения. Ничего не должно быть сложного, неоднозначного. Никаких тебе «с одной стороны», «с другой стороны» - это из нудного мира взрослых, который преодолён в ходе поступательного развития современной цивилизации. Все явления делятся на плохие и хорошие. Ну, как в детском саду: зайчик - какой? Хороший. А волк - какой? Плохой. Точно так и у взрослых шестилеток: социализм был плохой, а капитализм - хороший. Сегодня мы ушиблись об капитализм - и он вот-вот станет плохим. Ровно в той же мере, в какой прежде был хорошим. Когда-то любили либерализм и «невидимую руку рынка», а сегодня либерализм - плохой. Плохой - и всё тут.
Что всё хорошее - хорошо не абсолютно, а недостатки - суть продолжение достоинств - всё это слишком сложно и нудно, а потому отвергается. К тому же, сколько-то сложные рассуждения могут навести на мысль о том, что ты чего-то не понимаешь и даже, страх сказать, по своим умственным дарованиям в принципе не способен понять, а это будет недостаточно позитивно. Про позитив поговорим чуть позже, а сейчас - про святую простоту.
Все предлагаемые объяснения всех без изъятья явлений должны быть простыми и одноходовыми. Например, «Живём плохо, потому что Путин», или «Во всём виноваты чиновники», или «А как же по другому-то может быть, когда у нас такая экология?», «Во всех нормальных странах это есть, значит, и нам надо». Соответственно, и меры к исправлению чего-то неудовлетворительного предлагаются строго простые и одноходовые. Например, запретить чиновникам воровать. Или вот: ввести ЕГЭ, чтобы было как за границей. Или что-нибудь во что-нибудь переименовать. Или слить два ненужных по отдельности вуза, чтобы получился один нужный.
Таков способ мышления не властей, не чиновников, не продажных журналюг - вовсе нет. Это способ мышления всех нас, это вообще уровень общественного сознания и общественного обсуждения проблем. Креативные и интеллектуальные мыслят ровно так же, достаточно ознакомиться с материалами, так называемой, оппозиции.
Вообще-то, любовь к простым мыслям была издавна свойственно русской интеллигенции. На это обращали внимание ещё авторы «Вех». Но там было несколько другое. Русская дореволюционная интеллигенция не ценила самоценностной мысли, не уважала чистое философское творчество, поскольку ей казалось, что всё это недостойная роскошь, непозволительная в трудную пору борьбы за освобождение страждущего человечества. Тогда склонность к простым мыслям было проявлением своеобразного интеллигентского аскетизма. Сегодняшняя простота питается из иного источника. Это простота впадения в детство.
Ничего серьёзного сегодня обсуждать нельзя, и ничего нельзя обсуждать серьёзно. (Это разное: обсуждать серьёзное и обсуждать серьёзно). Вдруг получится нудно? Поэтому обо всём нужно говорить весело, желательно приплясывая, качаясь на качелях или едучи в автомобиле, и очень коротко. Американцы установили, что современный телезритель не способен отслеживать развитие какой-то мысли долее трёх минут; дальше он отвлекается. Я часто выступаю перед своими продавцами и подтверждаю: это так. Они, люди старшего поколения и в подавляющем большинстве с высшим образованием, воспринимают только простое и занятно выраженное. Это дети, привыкшие есть только конфеты, ничего другого их желудок не переваривает. Никакие цифры и выкладки, требующие минимального умственного напряжения, не воспринимаются. Происходит отталкивание: чушь, нудьга.
С.Г. Кара-Мурза второе десятилетие разоблачает «манипуляции сознанием», с научной скрупулёзностью разбирая нелепости, которые признаются важными государственными текстами или писаниями авторитетных философов и публицистов. Он постоянно твердит о повреждении логики, о потере количественной меры.
Всё это так, но теперь можно уже говорить не о повреждении, т.е. болезни, а просто о возникновении некоей новой нормы - нормы мышления шестилетнего ребёнка. В этом мышлении нет места количественной мере, в нём нет цифр. Что-то, вроде физики без формул, которую, говорят, уже кое-где начали преподавать, чтобы никого ничем не затруднить и не озаботить. Цифры, если и приводятся, то просто так, для украшения и придания тексту солидности. На них не базируется познание предмета. Любой предмет заранее объявляется «хорошим» или «плохим» - как зайчик и волк.
При отсутствии счётной меры, можно нести любую околесицу - и всё прокатит. Пипл схавает. Например, высшие должностные лица и сам Путин говорили о том, какие успехи достигнуты у нас в сельском хозяйстве. Про урожай 2002 г. сообщалось, что он необычайно высок, выше всех советских показателей. При этом было собрано всего 86 млн. тонн, в то время как в советское время меньше 100 вообще не собирали, а бывало и 127 (в 1978 г.). И это вполне открытая статистика, которая есть и в справочниках, и в Интернете. Каждому она доступна, но отпала привычка и потребность обратиться к цифрам. Все - и высшие, и низшие - оперируют дикарскими понятиями «один, два, много». Ну, в крайнем случае, до пяти по пальцам.
Я уже писала где-то про то, как г-н Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, по «Эху Москвы» патриотически гордился успехами нашего земледелия в либеральную эпоху: в совке зерно закупали, а в наши дни от наступившего изобилия - стали аж вывозить за границу. И невдомёк пожилому учёному господину, что вывозим мы зерно только потому, что истреблён главный его потребитель - скотина. Зерно вывозим, а мясо покупаем. А собираем мы того зерна существенно меньше, чем под гнётом тоталитаризма. И всё это прокатывает, и г-н Ясин продолжает оставаться крупным учёным-экономистом, а возглавляемая им Высшая школа экономики - престижным и желанным учебным заведением.
«Забвенье, и круженье, и движенье»
Мелькание - возможно, главная характеристика современного дискурса. Как шестилетка не может сосредоточиться ни на чём дольше пяти минут, а дальше он отвлекается и забывает, о чём шла речь, точно так и современный человек ни на чём не сосредоточен, думает одновременно обо всём - и ни о чём. Учителям первоклассников или воспитательницам детсадов рекомендуют постоянно менять занятия: пописали - поговорили - порисовали - попрыгали.
Современные СМИ поступают точно так же: они предоставляют клиенту материал для новых впечатлений и одновременно формируют его мышление таким образом, что он испытывает острую потребность в этих мелькающих впечатлениях. Сегодня все бубнят о Химкинсом лесе. Завтра - о пожарах. Отгорели пожары - и выветрились в сознании, как едкая гарь из атмосферы. И нет их. То вдруг педофилы явились на сцену, а потом, может, явятся крокодилы, и о педофилах забудут, словно и не было их сроду.
Вот помните, были такие оборони в погонах. И кто знает, где они? Кто сегодня о них вообще помнит? Кто-то украл миллиард. Или у него украли? Бог весть… Ладно, следующая тема! Не зависать же нам на этой чепухе. Ведь каждый день приходят новые, самые свежие новости. И за всеми нужно поспеть, ничего не пропустить.
Такое мельтешение лучше всякой цензуры способно скрыть любые уродства, манёвры и манипуляции. Не надо ничего намеренно скрывать и замалчивать, сказать можно всё, что угодно. Любое разоблачение будет через пять минут прочно погребено под кучей нового информационного мусора. И опять-таки тут зависимость двусторонняя. С одной стороны, СМИ навязывают публике это мелькание. С другой - сама публика просит и даже требует мелькания, иначе ей скучно. Миллионы испытывают почти физическую потребность в коротких новостях, передаваемых по всем каналам массовой коммуникации. Некоторые даже за рулём, стоя в пробках или на светофоре, ухитряются подчитывать новости с телефона, одновременно вполуха слушая радио. Простое и короткое - вот на что есть запрос, и он сполна удовлетворяется.
Всё равно всему
Маленький ребёнок рисует человечка величиной с дом, а цветочный горшок больше автомобиля. В сознании современного человека отсутствует представление об относительной величине предметов и событий, а также о субординации этих величин. Самое большое - то, о чём сейчас больше всего говорят. Заполошные «Пуськи» по важности равны и превосходят, например, почти полную остановку промышленной деятельности в нашей стране. Пуськи - это да, это событие, а вот что мы приходим в магазин и почти ничего не видим отечественного производства (осуществлённая мечта тридцатилетней давности - сплошной импорт!) - так вот это никакая не новость, а так - нудьга. То, о чём принято говорить (и думать! И признавать важным!) иногда напоминает мне обсуждение предпочтительного цвета обоев, когда у дома вот-вот рухнет крыша. И ведь рухнет!
Весёлые картинки
Когда-то знаменитый педагог Ушинский развил идею наглядности обучения. Малолетки трудно воспринимают рассуждения, а вот показ, картинка - это им в самый раз. Сегодня человеку постоянно показывают картинку - по любому поводу. Он не имеет нужды усиливаться и что-то там соображать и домысливать - его преследует картинка. Наглядность, так сказать. На его способность к мало-мальски абстрактному мышлению никто не полагается. Положим, по телевизору говорят: «Наступило лето» - тут же летний пейзаж, а то вдруг кто-то забыл, что такое лето.
Помню какую-то передачу о сельском хозяйстве. Ведущий хотел сказать, что в конечной цене хлеба зерно занимает сколько-то процентов, столько-то - мельница, столько-то пекарня, столько-то торговля. Так вот он резал для наглядности буханку на соответствующее количество частей. Таким манером, кажется, Мальвина объясняла Буратино простые дроби - на яблоке. Вот такой нынче умственный возраст взрослой аудитории.
Наличие картинок - настолько острая потребность, что в моей компании есть штатный дизайнер, и она без дела не сидит.
Как-то мне попалась статья художника Андрияки, где тот сетует на падение творческого духа молодых художников, их наблюдательности, воображения. Судя по результатам их, живописцев, художественной деятельности - так оно и есть. Некоторые психологи считают, что появление цветного телевидения и цветной фотографии сильно подорвало воображение людей: им уже ничего не надо воображать и домысливать, всё изначально дано. Вполне допускаю, что это так.
Когда-то книжки с картинками были для детей, а взрослые - считалось - способны и сами представить, что к чему. Чтение - ведь это довольно творческий процесс: человек сам создаёт своё внутреннее «кино». Сегодня все превратились в дошкольников, испытывающих нужду в картинке. Есть сегодня и книжки-картинки. Не для дошкольников - для взрослых. Большим успехом пользовались многотомные книжки-картинки телеведущего Парфёнова по истории СССР. И то сказать, читать там, разбираться, глаза портить. А то ли дело картинка и короткий текст: полистал и порядок.
Продолжение -
http://anapa-pro.com/category/15/article/2196 Наш друг позитив
О позитивном мышлении сегодня не говорит только ленивый. Современный успешный человек обязан позитивно мыслить, или, как ещё выражаются, «быть позитивным». Обратное позитивному мышлению, очевидно, мышление негативное. Негативное мышление предписано преодолевать. Быть негативным - это большой нравственный изъян. Такого урода, по выражению Мармеладова из «Преступления и наказания», не просто изгоняют, а «поганой метлой выметают из компании человеческой». Негативному не место в современном сияющем мире тотального позитива и гламура.
Имеется море литературы о том, как воспитать в себе позитивное мышление и даже курсы и семинары по соответствующему предмету. Позитивное мышление- это мышление только о хорошем. Любая информация о плохом или даже просто о не феерически прекрасном - отвергается. Более того - она блокируется на входе, так что и отвергать её не требуется. От плохого позитивный гедонист просто отворачивается. Или закрывает глаза: тогда плохое исчезает.
Имеется целый ряд бешено популярных глашатаев (или апостолов) позитива. Это люди, которые пишут предельно простые, лубочные книжки, проводят семинары, выпускают аудио- и видеокассеты, где говорится, в сущности, одно и то же: всё будет хорошо, только надо любить себя и позитивно мыслить. Ведущим автором такого рода является Наталья Правдина, выпускающая миллионными тиражами такого рода литературу. Среди простых людей, главным образом, женщин, она пользуется популярностью пророка. Люди платят деньги за то, чтобы услышать: «Всё будет хорошо, ты - самая лучшая, достаточно мыслить позитивно». Ну, а если у кого-то что-то не достаточно хорошо - значит, сам виноват: недостаточно позитивно мыслил. Вперёд будешь позитивнее.
Позитивное мышление в значительной мере овладело умами молодёжи. Вот что я наблюдаю уже довольно давно.
В одной небольшой компании работает пожилая женщина и её молодая начальница. Начальница постоянно раздражается на свою пожилую сотрудницу за то, что та рассказывает о каких-то недостатках окружающей жизни: закрылись промышленные предприятия, кризис в сельском хозяйстве, изношена инфраструктура. (Пожилая сотрудница по своей дореволюционной профессии - инженер-технолог). Молодая начальница не опровергает слова сотрудницы - нет. Она морщится от её своеобразной бестактности: та не позитивна, в то время как современный человек обязан быть позитивным.
«Позитив» это вовсе не другое название старого доброго оптимизма. Они отличаются радикально. Оптимист уверен в конечной победе добра над злом и старается во всём увидеть положительную сторону и конструктивную возможность. Вместе с тем, он видит и плохие стороны реальности и вовсе не отвергает их, не закрывает на них глаза. Он думает о них, чтобы исправить, искоренить. Например, советскому человеку руководящая доктрина предписывала быть оптимистом: в 30-е годы решительно осуждали т.н. «нытиков и маловеров». Однако и критика недостатков была частью общей культуры («Сделаем так, чтобы в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила. В этом лучшее из доказательств нашей чистоты и силы» - Маяковский). В этом радикальная разница оптимизма и позитива.
Позитивный гедонист старается думать только о хорошем и получать маленькие удовольствия: дарить себе маленькие подарки, заходить в кафе, смотреть на что-то привлекательное. Такой настрой создаёт громадный оборот всякой пустяковой чепухи, которой люди, воспитанные таким образом, непрерывно себя радуют....