Максим Калашников
ХОЖЕНИЕ В ИННОВАТИКУ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (1)
Почему в России будут эффективными только государственные «шарашки» нового типа и частные фирмы самих инноваторов?
Пора нарушить обет молчания и рассказать о том, как Максим Калашников работал в частном инновационном агентстве с весны 2010 по конец 2011 года. Ибо опыт получился весьма наглядным и поучительным. После чего я получил твердокаменное убеждение: в России будут работоспособны только государственные агентства плюс институты, созданные самими инноваторами с предпринимательскими способностями. Возможность наладить контакт между исследователями, изобретателями и бизнесменами из других видов деятельности - тщетная надежда. В силу вступают некоторые национальные особенности нынешних россиян.
Что ж, начну описание личного опыта. Опущу только некоторые названия и имена.
2010-й: ВЕСНА НАДЕЖД
Ура! На меня вышел один из читателей моих книг - миллиардер, совладелец крупной московской компании-застройщика. Имена опущу: обещал не называть его нигде. Назову его условно: Сергеем. Молодой, энергичный девелопер, сумевший успешно пройти кризис 2009 года, он предложил мне:
- Максим, ты пишешь о многих необычных изобретениях и разработках. Я - человек богатый, давно исповедую создание в России страны счастья. Давай попробуем на мои деньги взять некоторые разработки и довести их до опытных образцов. Давай покажем миру чудеса…
Естественно, с радостью принимаю приглашение. В новой структуре мне лучше работать на поиске, разведке и завязывании контактов. Ибо сам я не имею опыта управления инновационной фирмой. Тут же придется создавать, по сути дела, частное агентство передовых разработок. Потому надо поставить во главе его человека с реальным опытом осуществления иноваионных проектов. А я таких знаю.
Сергей соглашается. Мы долго беседуем. Главное - найти интересные, прорывные инновации и проверить их не только с помощью экспертов, но реальными экспериментами. Ибо эксперты могут ошибаться. С жаром соглашаюсь. Сергей набрасывает приоритеты поиска: нужны проекты, где затраты - не более нескольких сотен тысяч, а то и миллиона долларов. Естественно, новый самолет или опытный участок трассы Юницкого мы позволить себе не можем. Но зато можно поискать новые решения в энергетике, в связи, в развитии человека, в медицине-здраворазвитии.
С жаром соглашаюсь. Делать реальное дело, превратить свои книги в реальность - что может быть лучше? Да и утереть нос Сколкову можно. В общем, бьем по рукам. На дворе стоит теплый май 2010-го. Создается ЗАО «ТНК» - «Технико-научная корпорация».
ПЕРВЫЕ СЮРПРИЗЫ
Но сюрпризы начинаются буквально сразу. Все-таки наши богатые - люди своеобразные. Даже умный и добрый Сергей, от которого я видел только хорошее. Который мне в свое время сильно помог.
Сначала предлагается вполне разумный план: разделить деятельность «ТНК» на два направления. Есть разработки, которые находятся на стадии НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), в которые еще нужно проверить экспериментально и вложить в них изрядные деньги. А есть в РФ пусть и не столь впечатляющие инновации, которые, однако, некоторые небольшие фирмы смогли довести до товарного вида. Вполне прикладные разработки, которые можно уже сейчас вытолкнуть на рынок. Само собой напрашивается: можно войти в их бизнес, стать соинвесторами - и заработать на этом хорошие прибыли. А уж из них финансировать «чудеса», находящиеся еще на стадии НИОКР.
Набрасываю список таких фирм-потенциальных «резвых лошадок». Его пополняют мои новые товарищи. Там много толкового, уже практически готового, а то и полностью готового. Того, что нужно лишь помочь раскрутить, продвинуть. Тут и Сергей Сухонос и его «РусАтлант» с лучшим в мире, сверхдолговечным алмазным инструментом (
http://vimeo.com/17723923), и Саша Фролов с его «Ифохимом» (
http://video.yandex.ru/users/neuromir-itv/view/224/#), где есть и новые лекарства, и присадки к топливу. Мой товарищ (Вадим, сам инноватор) приносит документы по начатому производству производству препаратов из цеолита, очень нужных для животноводства. Я вношу в список еще одного человека, коего назову здесь Робуром-Игорем. У него - своя небольшая компания, которая делает многоцелевые беспилотные самолеты по аэродинамической схеме «утка», способные обходиться без спутниковой навигации и работать стаей, обмениваясь информацией в полете. У Робура - еще и команда конструкторов, сделавших и реально испытавших оригинальнейшую систему контроля за работой реактивного двигателя. Это считалось невозможным: мини-радар «светит» в недра работающего газотурбинного «зверя». А они эту радарную технологию сделали.
Вадим притаскивает еще один пример: ученого-медика Владимира Белякова, создателя команды разработчиков наномедицины, высокоточной медицины на уровне клетки, главу фирмы «Весттрейд» (
http://www.youtube.com/watch?v=7lqQj0L_r8c).
Свои предложения приносит бывший глава 6-го управления КГБ СССР Николай Алексеевич Шам. У него тоже - практически готовые производства.
Но Сергей обескураживает:
- Не нужно мне этого прикладного… Мне неинтересно просто бабки зарабатывать: они у меня и так есть. Вы мне отыщите нечто чудесное, прорывное, потрясающее. Чтобы через год-полтора мир поразился…
Пытаюсь доказать Сергею: ты же - застройщик. А вот есть отличные строительные инновации у команды Виталия Гребнева, у «глиняного мага» Владимира Попова. Там - целая гамма и новых стройматериалов, и устройств для ЖКХ. Но и тут Сергей ошеломляет: я - только застройщик, своих производственных предприятий у меня нет. Мне это тоже, мол, без надобности.
Тихо охреневаю. Это же сразу ставит «ТНК» в крайне рискованное положение «затратной лавки», причем надолго. Но ничего не поделаешь - Сергей сам деньги вкладывает. Значит, поищем чудеса.
Потом, когда осенью 2010 года с поста слетит мэр Москвы Лужков и у московских фирм-девелоперов начнутся громадные проблемы, этот шаг Сергея сыграет роковую роль. Оказывается, все-таки мы с самого начала предлагали дело. Надо было сперва найти инновационные фирмы-«резвые лошадки».
Однако то выяснится позже. А в мае 2010-го Максим Калашников начинает формировать при «ТНК» отдел поиска и представления инноваций. Рождается решение: мы должны работать разведкой, как Интернет-телевидение. Господи, да мы же и так начали действовать с Игорем Бощенко, делая «Нейромир-ТВ»! Сам бог велел превратить эту затею в отдел поиска инноваций.
РОЖДЕНИЕ СТУДИИ «НЕЙРОМИР-ТВ»
Не прекращая набрасывать перечень интересных разработок, начинаю втаскивать в штат «ТНК», в свой отдел, Бощенко, моего оператора/режиссера/монтажера. Игорь к лету 2010 года пребывает в полной заднице. Работы у него нет, нет никаких источников заработка, скоро за съемную квартиру в Москве платить нечем будет.
Начинаю втаскивать Бощенко в корпорацию, в свой отдел, с хорошей зарплатой. Ее как раз хватит на то, чтобы оплатить съем квартиры, а там - мы и сами кое на чем заработаем, у «Нейромир-ТВ» есть кое-какие заказы. Зато у нас будет студия в «ТНК», на Ордынке, в центре Москвы. Игорь соглашается. И тут - новый сюрприз.
При приеме на работу выясняется, что Бощенко не может предъявить диплома о высшем образовании. Как так? Игорь пускается в долгие объяснения: мол, я заканчивал Челябинский политех, но потом пошел работать во внешнюю разведку (ПГУ КГБ - СВР РФ), для чего пришлось заканчивать КИА - Краснознаменный институт имени Андропова. То есть, его-то диплом не предъявишь. Делаю вид, что поверил. На самом-то деле мне давно уж ясно, что Бощенко никогда не был никаким офицером внешней разведки, что он - просто гениальный самоучка и технарь от бога, мастер на все руки с хорошей головой. Мне случилось работать с бывшими кагэбешниками в журнале «Русский предприниматель»: у них никто гражданских дипломов не отбирал. Давно уже ясно, что Игорь сам придумал эту историю: нет у него ни полковничьей пенсии, ни мундира, а значок со щитом и мечом за лацканом костюма - чистое ребячество.
Черт с тобой, давай уж без диплома - на должность оператора.
Так и появляется студия «Нейромир-ТВ» самого успешного периода его работы. Бощенко спасен от полного безденежья, мы начинаем напряженную работу: ищем инновации, снимаем репортажи о них под рубрикой «Технопарк» или «Инновации и инноваторы», попутно делая и иные передачи. Так сказать, подпольно, нагло используя оборудованную в фирме студию. Иногда делаем и закрытые съемки только для глаз руководителей «ТНК» и Сергея. Попутно берем сторонние заказы на пиар через «Нейромир-ТВ».
Правда, через полтора года это кончится очень плохо. Нашим разрывом с Бощенко.
ПЕРВЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ
Приступая к работе в «ТНК», помню свой же принцип: 90% предложений об инновациях могут оказаться туфтой. Здесь - полно сумасшедших и шарлатанов. Зато остальное может стать золотой жилой, истинной находкой.
Ну, разочарования себя долго ждать не заставили. Не я, а Вадим приводит Виктора Устюгова, автора технологий управления качествами воды (он их называет LT-технологиями). Дескать, обработанная по его технологиям вода сможет обеспечить фантастическую всхожесть семян, дополнительный припек хлеба - если делать его на обработанной им воде. Устюгов рассказывает, что экологически чистое обеззараживание семян перед посадкой более эффективно (без ядохимикатов, которые являются мутагенами), а замочка семян позволяет повысить урожайность в ~1,5 - 3 раза за счет активизации обменных процессов на уровне клетки (зерновых, пропашных, крупяных и бобовых культур).
Вадим и его эксперты ставят эксперимент. Для начала берутся три лотка с почвой. В них высаживаются семена одного и того же растения, из одной пачки. Один лоток поливают обычной водой из под крана. Два других - водой разной степени обработки устюговскими LT-технологиями. Посмотрим, что сотворит чудо-водичка.
Через несколько дней результат налицо: в лотке, что поливали водой из под крана - густая поросль всходов. А в лотках, где семена поливали устюговской водицей - редкие росточки. Там, где вода подверглась наибольшей обработке - вообще караул. Торчат лишь несколько всходов. То есть, эффект - прямо противоположный заявленному. Вода получается не живой, а буквально мертвой. А ведь Устюгов говорил, что если ее пить, то здоровье укрепится, и потенция будет - ого-го. Хорошо, что сначала на растениях попробовали…
Но выводов делать не спешим. Пробуем выпечь хлеб на воде, что обработана по LT-технологии. Берем японскую хлебопечку и сначала печем хлеб по обычной рецептуре. Получается вкусно. А потом начинаем делать тесто на воде по-устюговски. Чтобы потом испечь буханку и поглядеть - а есть обещанный эффект припека? Это ведь, по заверениям изобретателя, может в несколько раз снизить себестоимость выпечки дрожжевого хлеба.
Хлебопечку не успели запустить, как Устюгов смывается домой. Мол, у него мастер по компьютеру пришел. Не зря сбежал: выпечка опытного хлеба не показала никакой разницы с контрольной, на обычной воде. Естественно, с Устюговым сотрудничество прекращается.
Потом мы видим: а он снова мелькает в Интернете, продолжая разглагольствовать о чудесных ЛТ-технологиях, о живительной воде. Иду к Сергею-инвестору с идеей: давайте запустим на «Нейромир-ТВ» передачу «Инквизиция» - о выявленных обманщиках. Ведь такие люди, продолжая скакать от одного спонсора к другому, вытягивают деньги и порочат саму идею поиска необычных технологий. Нужно пресекать их деятельность, в самом деле!
Но Сергей машет рукой: не надо…
Ну, не надо - так не надо.
Тем временем, начался отбор возможных прорывных проектов.
(Продолжение следует)