Leave a comment

Re: Я уже писал Максиму darkhon January 21 2012, 12:11:02 UTC
Тема «Кроули и сатанизм» по-хорошему тянет на несколько сотен страниц. Но, думаю, можно свести все к двум позициям.

1. Кроули был сатанистом, но из серии «такие вот хреновые и глюкавые сатанисты». Местами выбивается, местами практически противоречит - но «кнопку триггера» периодически жмет со зверской силой. При этом, поскольку был первопроходцем, можно дать большую скидку - даже на использование каббалы и проч.

2. Кроули не был сатанистом, все же у него много чего несовместимого; но заслуживает всяческого уважение, в том числе и от сатанистов.

Как видите - разница весьма формальная, а, значит, не столь уж принципиальная. Я лично придерживаюсь второй позиции. Вот если бы Айваз был бы не «святым ангелом-хранителем», а «демоном-собеседником», и т. д., и т. п. - было бы другое дело. Я помню, Кроули писал, что-де все равно, как его называть, но важен именно что сделанный выбор. Вот у Сократа и Платона были именно демоны, что показательно.

«Апокриф» публиковал недавно (вып. 25, т. 2, апрель 2010) «Евангелие от Святого Бернанда Шоу» А. Кроули:

«Мистическое достижение можно определить как Союз Души с Богом, или как самореализацию, - или еще пятью десятками наименований того же самого опыта. Состояние это - будь ты христианин или буддист, теист или (как, слава богу, я сам!) атеист - достижимо для тебя...»

Представляет интерес то, что Кроули открыто заявляет себя атеистом (и тут же - «слава богу», тоже мне дзен-приколист). Впрочем, это приятно, но не относится к обсуждаемой теме. Суть в том, что, даже будучи атеистом, Кроули оперировал в рамках мира Единого, хотя и старался отойти от авраамичности (что невозможно, если оставаться в рамках каббалы…). Сатанизм же - это Иное.

Понятно, что познание действительности (мира Единого) полезно, и даже облегчается для сатаниста - взгляд не изнутри, а снаружи, из Тьмы и Бездны. Но вот ограничиваться рамками Единого и быть при этом сатанистом - нельзя.

Сатанизм же, повторюсь, - это выход за границы, в Иное. Прыжок в Бездну.

Вот предтечей сатанизма Кроули является - не спорю. У него был контакт с Тьмой, но Алистер был слишком эклектичен и слишком завяз в болоте каббалы.

Reply

О «сатанизме» (кавычки осознанны) kizaki_gamrin January 21 2012, 22:43:22 UTC
«Вот у Сократа и Платона были именно демоны, что показательно».

ДАЙМОНЫ у них были, а не «демоны». Демоны это всё же христианско-иудейское понятие (ислам я отделяю, ибо там Иблис - джинн, а не падший ангел).
Сократ и Платон были людьми антично-языческой культуры. А почти везде кроме авраамических религий разница между богами и демонами сильно зависит от того, с какой стороны сам находишься.

«Суть в том, что, даже будучи атеистом, Кроули оперировал в рамках мира Единого, хотя и старался отойти от авраамичности (что невозможно, если оставаться в рамках каббалы…). Сатанизм же - это Иное.

Понятно, что познание действительности (мира Единого) полезно, и даже облегчается для сатаниста - взгляд не изнутри, а снаружи, из Тьмы и Бездны. Но вот ограничиваться рамками Единого и быть при этом сатанистом - нельзя.».

А чем тогда сатанизм отличается от классического язычества (западно понимаемого)?
Касательно Каббалы - каббала сама - без пяти минут язычество. Некоторые её нынче с... индуизмом ухитряются совмещать.

«Вот предтечей сатанизма Кроули является - не спорю. У него был контакт с Тьмой, но Алистер был слишком эклектичен и слишком завяз в болоте каббалы».

А чем - если мы говорим о трансцендентном, о Абсолюте, контакт с Тьмой от контакта со Светом отличаются? На таком уровне уже невозможны «бинарные оппозиции» навроде «Бог добрый, сатана злой» и наоборот «бог злой, сатана добрый».

Если же мы берём не Тьма-Свет, а Творение-ВнеТворения (как в античной философии, у японцев в щинто, или у Джона Мильтона в «Потерянном Рае» - знаете такой фантастический роман в стихах?), то вне условного Творения (Порядок-Order) у нас получается вовсе не «Дьявол-Сатана», а... просто иной тип Творения - Chaos (как бы Беспорядок-Disorder). К которому могут относится всякие «теневые аспекты» - наподобие всяких «чертей», духов Хаоса, «нерождённых душ» и пр. и т.д. и т.п.
Но это совсем уж другая картина мира. Не «авраамическая»; без непререкаемого Добра (абсолютно белого, без всяких оттенков) и такого же непререкаемого Зла (абсолютно чёрного, без всяких оттенков).

P.S. Кстати, про «будь то буддист» - для буддиста бессмысленно говорить про «союз Души с Богом» - у буддистов нет Бога и нет «богов».

Reply

Re: О «сатанизме» (кавычки осознанны) darkhon January 23 2012, 08:13:52 UTC
"Демоны это всё же христианско-иудейское понятие"
Лингвистически я согласен. Тут речь о выборе Кроули + у др.греков в словаре было не только "daemon", тоже могли использовать слово, более близкое к "божественному" (согласен, что daemon у греков не противопоставлялось божественному).

"А чем тогда сатанизм отличается от классического язычества"
Все просто:
«Монолатрия - не монотеизм и не дуализм. На примере: монотеизм - это отношение Яхве и ангелов. Монолатрия - это отношение Воланда и его свиты.
Главное отличие между сатанизмом и Тёмным язычеством - отличие между монолатрией и пантеизмом.
Интересно, что исторически вектор постепенно смещался в сторону монолатрии. Позднеязыческие сложные/продвинутые культы - монолатрические. Культы Атума-Ра, Мардука, шиваизм, шактизм, митраизм, sol invictus - монoлатрия. Но вот тут-то и произошел жесткий перекос - появление монотеизма. Из Верховного (заслуженно “первый среди первых”, “мудрейший среди мудрых”, “батяня-комбат” и т.д.) авраамические религии сделали урода-манипулятора-самодура, для которого сохранение своей власти и, во имя ее, потрошение своих же подданых-последователей, не говоря даже об иных - самоцель.
Что делает сатанизм? Возвращает нормального Верховного». (с) Nicodimus

"каббала сама - без пяти минут язычество"
Ни разу. Каббала подразуевает именно Единого бога.

"чем - если мы говорим о трансцендентном, о Абсолюте, контакт с Тьмой от контакта со Светом отличаются?"
Тоже все просто.
Главное принципиальное отличие Тьмы и Света в том, «к чему все идет».

Свет - это потеря собственной индивидуальности, подчинение правилам Порядка, метафизически и религиозно - растворение в «едином». В Едином боге, в абстрактном Абсолюте, в Природе, в Нирване или еще чем - безразлично, суть именно в том, что адепт считает, что должен раствориться, присоединиться к чему-то там - это и будет конец его Пути. Часто связано с воспеванием аскезы, манихейским «мир - это зло» и проч.
Тьма же - это кристаллизация индивидуальности, развитие Личности. Тьма - присоединяет, но не растворяет. Образно говоря, Свет - это обычный «раствор душ», а Тьма - коллоидный, с сохранением индивидуальных структур.
Общая методика: ежели адепт какого-либо учения или типа того не отвечает на вопрос о Тьме/Свете, то надо спросить о цели: что, по-вашему, должно в результате ваших действий произойти с вашей Сутью? Растворится ли она в этом «едином» или же останется существовать как самостоятельная единица и, значит, будет обязана саморазвиваться и самоукрепляться?

Собственно, выбор между тотальной самоаннигиляцией и постепенной самодеификацией, между несуществованием и существованием - самая надежная дихотомия из всех для определения позиции по данному вопросу.
Отмазки типа «растворится, но все равно будет существовать вот в таком вот слитом виде» не канают, так как сразу прибиваются вопросом: «А что именно будет существовать?».
Для наглядности - возьмем всем известное христианство. Попадает праведник в Рай, а что там от него остается-то? Что там, интересно, должно остаться, раз можно вечность осанну петь и это не будет пáрить?
Очевидно, что каких-то действительно своих, разнообразных желаний там не будет - т. е. опять же имеем големов по стандартному образцу, которые надели на себя намордники еще при жизни, а в Раю вечность радуются - И ВСЕ. Идеал - это парочка электродов в центр удовольствия и жать кнопочку.
Также становится ясным, что «адепты Красной Кнопки», заявляющие о том, что надо физически уничтожить людей, Вселенную и себя (некоторые труЪ-блэкеры, к примеру), как бы ни заявляли о своем служении Сатане - на самом деле служат Свету, просто по-сектантски, а не в мейнстриме.

"просто иной тип Творения - Chaos"
Не, тут как раз НЕ "творение". "Творение" -- это "кто-либо взял и сотворил". А самоорганизация Хаоса -- это _принципиально_ иное. Верно замечено, что не авраамическое и т.д.

Про буддизм -- цитата Кроули, с примечанием согласен.

Reply

СТОП! Part One kizaki_gamrin January 23 2012, 17:54:35 UTC
«в Нирване»

СТОП! Нирвана не предполагает _непременного_ растворения достигшего состояния Будды в ней. Боддхисатвы вполне себе индивидуальные личности, полностью сохранившие свободу воли и действующие _из сострадания_ ко всем живым существам Вселенной.
В буддизме нет оппозиции «ЕСТЬ ТОЛЬКО ПОРЯДОК И ПОСЛУШАНИЕ/ЕСТЬ ТОЛЬКО ХАОС И ЭВОЛЮЦИЯ» (© Майкл Стражинский, сериал «Babylon 5»), а есть оппозиция «Я ЗНАЮ/Я ЗАБЛУЖДАЮСЬ-ОБМАНЫВАЮСЬ». При этом "растворение" есть, то это "опция": "раствориться-не раствориться?", а не закон.
Из Нирваны можно ведь вернуться.

«Ни разу. Каббала подразуевает именно Единого бога».

Поясню. Подразумевать она может кого угодно, но при этом в Каббале куча ангелов, сфир, "вызовов", духов, к которым можно обращаться, гаданий по руке, физиогномики и т.д.
Верующий считает, что имеет право указывать Абсолюту, что тот (Абсолют) должен и не должен делать...

ТО ЖЕ САМОЕ касается христианства. De jure - монотеизм. De facto - ПАНТЕОН святых, ангелов, есть женское божество - Дева Мария и т.д.
Верующий так же, как и в Каббале, считает, что имеет право указывать Абсолюту, что тот (Абсолют) должен и не должен делать... (Только ОВЦУ - Особо Высокоценные Указания - Богу у христиан и каббалистов разные, но суть то одна!)
Я уже молчу о криках «Заниматься чёрной магией - страшный грех!» в сочетании с почти патологической тягой к «чернухе» и всяким оккультизмам именно у христиан! Даже на уровне монашества (над этим ещё В. Гюго в "Соборе Парижской Богоматери" жутко иронизировал - про вора, громче всех кричащего "Держи вора!" - и с тех пор ничего не поменялось).
Чем не язычество _ПО ФАКТУ_ в обоих случаях?
"Говорить"-то можно что угодно: «Ну и Вы тоже говорите!» (© анекдот про импотента и совет врача-сексолога).

«Монолатрия - это отношение Воланда и его свиты»

ИМХО, если мы говорим о Сатане, Люцифере, Теумиэле и т.д., то Валанд - очень неудачный пример. Он чудовищно положительный персонаж (точно так же как Дьявол из рассказа Лады Лузиной «Дьявол на пенсии») , таким задуман и таковым и воспринимается.

Reply

darkhon January 24 2012, 10:51:56 UTC
Айн Соф kizaki_gamrin January 25 2012, 03:33:06 UTC
«Да не вопрос. Но все исходит именно от Единого, Айн Соф и все такое. И "приказывать Абсолюту" не получится по опеределению».

Айн Соф - достаточно манифестациолисткая вещь. ТО есть - он предполагает некое _исхождение_ Творения от создателя с определённым тождеством Творения и Творца (а не "из Ничего").
То есть - АйнСоф - некий переходный теологический вариант между аварамическим Единым Абсолютом, и индуистским Единым Брахмой.
_В этом плане_ - не совсем авраамизм, а имеет что-то общее с восточными учениями.

«А при чем тут язычество? Это не синоним по-факту-не-монотеизма.»

Очень интересная мысль! (Правда).

А дайте, если не затруднит, определения:
1). Монотеизма.
2). Не-монотеизма.
3). Язычества (отдельно от не-монотеизма - в чём и где отличия?).

При том, прошу учесть - монотеизм НЕ тождественен авррамическим религиям.
Я лично знаю ТРИ монотеизма.
Монотеизм 1: Авррамизм.
Монотеизм 2: Маздеизм (он же зороастризм, дуального типа).
Монотеизм 3: Брахманизм (Индия).

Reply

Re: СТОП! Part One darkhon January 24 2012, 10:56:49 UTC
Глянул рассказ Лузиной -- не, герой не имеет ни малейшего отношения к Дьяволу. Не в тему.

Reply

Так и Воланд тоже. kizaki_gamrin January 24 2012, 14:36:13 UTC
"ни малейшего отношения к Дьяволу"

Reply

СТОП! Part Two kizaki_gamrin January 23 2012, 19:27:57 UTC
«Свет - это потеря собственной индивидуальности, подчинение правилам Порядка, метафизически и религиозно - растворение в «едином». В Едином боге, в абстрактном Абсолюте, в Природе, в Нирване или еще чем - безразлично, суть именно в том, что адепт считает, что должен раствориться, присоединиться к чему-то там - это и будет конец его Пути. Часто связано с воспеванием аскезы, манихейским «мир - это зло» и проч.
Тьма же - это кристаллизация индивидуальности, развитие Личности. Тьма - присоединяет, но не растворяет. Образно говоря, Свет - это обычный «раствор душ», а Тьма - коллоидный, с сохранением индивидуальных структур.
Общая методика: ежели адепт какого-либо учения или типа того не отвечает на вопрос о Тьме/Свете, то надо спросить о цели: что, по-вашему, должно в результате ваших действий произойти с вашей Сутью? Растворится ли она в этом «едином» или же останется существовать как самостоятельная единица и, значит, будет обязана саморазвиваться и самоукрепляться?»

Андрей Геннадьевич (если я всё правильно понимаю, Вы ведь Борцоа Андрей, или я ошибся?), то, что Вы расписали _В ТОЧНОСТИ_ повторяет мировоззренческие постулаты Ворлонцев и Теней в философско-гениальноном (ИМХО) фантастическом сериале М. Стражинского «Babylon 5»...
Но... Но... Но...
Возникает прямой парадокс: если принять Вашу классификацию, тогда куча "светлых" оказываются Адептами Тьмы (Теней), а куча "тёмных" - Адептами Света (Ворлонцев).

«авраамические религии»

А куда девать тогда ислам? (Я сейчас о _нормальном_ исламе ханафитского масхаба, а не о современном - с "NATO акбар!", "Ландонград акбар!", "гэроин акбар!", "нефтедоллары акбар!")

Вы Коран читали?
А Мансура-аль-Халиджи (был такой исламский мистик)?
Вот «Мы Аллах» и утверждения Мансура о том, что можно радикально слиться с Аллахом, но но остаться при этом самим собой - это какой вариант (по Вашей классификации)?
(О том, что сам Коран как текст - текст социалистический и "Царя-Батюшки" ни в человеческом социуме, ни на Небе он не предполагает, а изначальная мусульманская умма - соц. общество с принятием решений советами - я уже писал вот тут: http://m-kalashnikov.livejournal.com/1111627.html?view=62382155#t62382155 )

Про «Иншалла» и то, что «Иншалла» лингвистически предполагает участие человеческой воли много писано и до меня.

Про диакона Кураева с его "Господь нас уважает!" и про латиноамериканскую "Теологию освобождения" с её "Иисус Христос - марксист-ленинист!" я бы тоже упомянул...
То есть - есть куча течений, даже вполне христианских, предполагающих и сотворчество человека в Творении и возможность спорить с Богом и т.д. Именно по принципу «Я равен Тебе, Господи!» (не фактически - понятно, что это абсурд - а по свободе самовыражения).

«Не, тут как раз НЕ "творение". "Творение" -- это "кто-либо взял и сотворил". А самоорганизация Хаоса -- это _принципиально_ иное. Верно замечено, что не авраамическое и т.д.»

Ещё раз СТОП!

Либо у нас ВСЁ Творение, либо ВСЁ - самоорганизация.
Поясняю:
1). Либо и «ЕСТЬ ТОЛЬКО ПОРЯДОК И ПОСЛУШАНИЕ», и «ЕСТЬ ТОЛЬКО ХАОС И ЭВОЛЮЦИЯ» в свою очередь _сознаны_ кем-то и чем-то, что находится вне и выше/над их/ними (опять возвращаясь к «Babylon 5» - вот там как раз такой вариант: есть Изначальный, находящийся вовне относительно и Порядка-Света, и Хаоса-Тьмы);
2) И Порядок, и Хаос вообще никто никогда не создавал.
Порядок возник "по собственному почину", самопроизвольно, всегда был и всегда будет. Его вечный оппонент Хаос также возник "по собственному почину", самопроизвольно, всегда был и всегда будет. (Подход язычески-«панкосмических» моделей). То есть, сам мир вообще никто не создавал.

Reply

Re: СТОП! Part Two darkhon January 24 2012, 10:40:58 UTC
Проще Warrax обращаться. "Вавилон-5" не смотрел, как-то он мне не пошел, так что ничего сказать не могу.
Безотносительно же сериала -- все верно, декларирование не означает соответствия. Правда, я не могу припомнить, чтобы некто относил себя к Свету, и при этом был Тёмным, а вот наоборот -- сколько угодно. Просто не надо забывать, что "Свет наизнанку" -- это не Тьма.

"Я сейчас о _нормальном_ исламе ханафитского масхаба"
Я не настолько разбираюсь в исламе, чтобы выделять специфические течения. Но что в этом варианте такого, что противоречит обычному исламу? Аллах уже не Единый? Тогда это я не назову исламом. А если Единый -- так тот же монотеизм, с учетом явной общности с Торой -- авраамический. Даже пророк Иса есть.

"утверждения Мансура о том, что можно радикально слиться с Аллахом, но но остаться при этом самим собой - это какой вариант (по Вашей классификации)?"
Либо шизофренический, либо кривость перевода. Невозможно одновременно _слиться_ и остаться собой -- но согласен, что это я строго отношусь к терминам. Так что требуется конкретное пояснение концепции. Что тут значит "остаться собой" конкретно, что значит слияние.

"есть куча течений, даже вполне христианских, предполагающих и сотворчество человека в Творении и возможность спорить с Богом и т.д."
"Течения" не обязаны быть логичными и т.д., это надо учитывать, а явную шизу смысла обсуждать нет.
Вот как может быть "сотворчество человека в Творении мира", если человека еще не было?
Суть не в возможности спорить с монобогом -- что такого, если он позволяет? -- а в наличии этого самого Единого (всезнающего, всемогущего и т.д.).

"Либо у нас ВСЁ Творение, либо ВСЁ - самоорганизация"
Ну да. Либо Единый все создал, либо просто самоорганизация Хаоса. Вот только дальше нюансы: не "Хаос и Порядок были изначально", а именно что был Примордиальный Хаос (он не "возникал", а всегда был -- см. языческие легенды о возникновении мира), из которого возникла флуктуация Порядка, если онтологически. Порядок -- это частный случай Хаоса. Вырожденный.
А нормальный мир -- это не метрвый Порядок, а именно что синергетика Хаоса.

Reply

Отношение к Закону kizaki_gamrin January 24 2012, 14:40:21 UTC
"Я не настолько разбираюсь в исламе, чтобы выделять специфические течения. Но что в этом варианте такого, что противоречит обычному исламу?"

Отношение к Закону. Исключительно это.
Ханафиский масхаб за мир и сосуществование. Это и есть "обычный" ислам.
"Современный" ислам - это салафиты, ваххабиты, ихваниты и прочие "мусульмане" (в кавычках), работающие на Ландон и на ТНК.

Reply

Порядок и Хаос kizaki_gamrin January 24 2012, 14:47:35 UTC
""Либо у нас ВСЁ Творение, либо ВСЁ - самоорганизация"
Ну да. Либо Единый все создал, либо просто самоорганизация Хаоса. Вот только дальше нюансы: не "Хаос и Порядок были изначально", а именно что был Примордиальный Хаос (он не "возникал", а всегда был -- см. языческие легенды о возникновении мира), из которого возникла флуктуация Порядка, если онтологически. Порядок -- это частный случай Хаоса".

Гы. Есть одна проблема в античной модели. Мы всегда сможем подобрать такую систему координат из из которой Порядок и Хаос будут тождественно неразличимы. То есть мы не сможем однозначно определить, где у нас Порядок, где Хаос.
Древние греки этого не знали.

Про Мансура отвечу позже.

Reply

P.S. kizaki_gamrin January 24 2012, 14:49:52 UTC
То есть, точно так же можно сказать, что Хаос частный случай Порядка (релятивизм своего рода - определяется местом наблюдателя).

Reply

Вот как может быть... kizaki_gamrin January 24 2012, 15:13:08 UTC
"Вот как может быть "сотворчество человека в Творении мира", если человека еще не было?"

Ну это если творение как ОДНОМОМЕНТНЫЙ АКТ (точку) представлять. Сотворил Творец Творение «и пошёл, свистя «Калинку», в направленье космодрома где ждала его ракета для отправки в космос дальний».
А если Творение _продолжается_?

"Суть не в возможности спорить с монобогом -- что такого, если он позволяет? -- а в наличии этого самого Единого (всезнающего, всемогущего и т.д.)."

СТОП!
А Брахму Вы куда тогда денете? Он и Единый, и Всеприсутствующий (присутствует везде). Правда, Брахма не всемогущий - ибо зависит от своего собственного Творения (тела).

Reply

Re: Вот как может быть... darkhon January 25 2012, 11:25:23 UTC
Общеметодологиеское: мы тут заоффотопились совсем. Вы не против, если я у себя уже ответ напишу одним постом и вас зафренжу, чтобы спокойно можно было обсудить? Тема-то интересная.

Reply

Да пожалуйста! kizaki_gamrin January 25 2012, 18:18:55 UTC
Только у меня самого журнал пустой (осознанно).

Reply


Leave a comment

Up