В ПОИСКАХ РАЗУМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ (2)

Nov 11, 2011 08:14

Начало - http://m-kalashnikov.livejournal.com/1057049.html
В ПОИСКАХ РАЗУМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ (2)
Зачем мы собирали форум в Торгово-промышленной палате? Не за тем, чтобы достучаться до власти. Это - попытка наметить политику «посткатастрофической власти»

9 ноября в ТПП РФ клуб «Рой» провел в Торгово-промышленной палате РФ форум «Разумная экономическая политика». Организовал его видный промышленник - машиностроитель Константин Бабкин.
Общий глас участников таков: по сути, мы пережили и переживаем катастрофическую деиндустриализацию. Завтра к ней добавятся беды от демографическо-экономического кризиса и от членства в ВТО.
Наш слет, по сути - не попытка достучаться до «царствующего дома» (это бессмысленно). Это - обозначение позиций национального производительного капитала. И еще - попытка обозначить программу посткатастрофического правительства национального спасения.

АЛЕКСАНДР ЧУЕВ: ОСНОВНОЙ ДОКЛАД (ОКОНЧАНИЕ)

ВЫТАЩИТЬ СТРАНУ ИЗ ОФФШОРОВ!
- Необходимо начинать реальную борьбу с оффшорами. Почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости, сегодня России не принадлежит и находится в оффшорах под иностранной юрисдикцией. Туда же уходят дивиденды и прибыль. Оффшоры - угроза национальной безопасности России. Специалисты профильного управления МВД подсчитали, что за полтора года (2010-2011) через оффшорные счета из России было выведено более 5 трлн. рублей. Это около 10% ВВП. Основной массив коррупционных средств, оседающих за рубежом, составляют деньги, полученные в виде так называемых "откатов" в сфере госзаказа, и средства, похищенные напрямую из бюджетов различных уровней. Если бы завтра все оффшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы в два раза больше, и можно было бы еще раз удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, оборону. Имея ограниченные возможности вывоза средств за границу, обладатели больших доходов вынуждены были бы вкладывать их в проекты на территории России: заниматься модернизацией промышленности, наращивать выпуск всех видов продукции, конкурировать между собой, завоевывать внешние рынки. В результате россияне жили бы пусть беднее европейцев, но не в пять, а, скажем, в два раза. Давно назрел вопрос о переводе под российскую юрисдикцию предприятий, находящихся на территории России, но зарегистрированных в оффшорах.
ПРОИЗВОДСТВО - ВСЕМУ ГОЛОВА

Товарное производство, ориентированное на внутренний спрос, - лучшее средство предотвращения кризисов. С учетом огромной величины ($14,6 трлн.) государственного долга у США, можно предположить, что именно от них исходит сегодня главная опасность мировой экономике. К сожалению, и российская экономика находится в полной зависимости от экономики Соединенных Штатов: когда в США легкий насморк, в России воспаление легких. Все очень просто. США - самый крупный игрок на мировом рынке. В 2010 году они произвели более 24% мирового ВВП (Россия - 2,1%) и импортируют ежегодно из стран зоны евро, Японии и Китая продукцию на сумму $1645 млрд. (для сравнения: расходы Федерального бюджета РФ в 2010 г. - $330,9 млрд., США - $3456 млрд.). При этом сальдо торгового баланса США (разница между импортом и экспортом) составила $761,6 млрд., в том числе в торговле с Китаем - около $200 млрд. Если США уменьшат свой импорт, упадет производство в Европейском Союзе, Японии и Китае и упадут цены на российскую нефть, на которых держится российская экономика. Решение нашей проблемы очень простое. Надо вспомнить, что главным источником богатства является человеческий труд. Надо сделать так, чтобы в нашей стране было выгоднее перерабатывать сырье, чем вывозить его; производить товары, чем торговать ими; развивать и внедрять передовые технологии, а не «внедрять банковские продукты»; и просто трудиться, а не «выбивать» льготы у государства. Сейчас же весь механизм государственного управления «завязан» на раздел нефтегазовых доходов, на маневрирование денежной массой и обменным курсом рубля, и т.п. - по принципу «собирать» (с народа фискальные доходы и административные «откаты») и «делить» (на бюджетные трансферты и социальные пособия). Надо не продавать свои недра, а производить продукцию и, в первую очередь, для внутреннего рынка.

РУССКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
Сегодня ни одна страна в мире не может развивать все отрасли экономики одинаково успешно. Это относится и к России.
Развивать все подряд не имеет смысла. Надо разбить все производственные отрасли экономики на три категории, по степени важности и по видами товаров: назовем их категории А, Б и В.
В категорию В должны попасть те отрасли, которые у нас в принципе не могут быть конкурентоспособными и которые мы не планируем развивать совсем.
К категории Б - она должна составлять основу экономики - следует отнести то, что можно развивать и что может быть конкурентоспособно не только на внутреннем, но и международном рынке.
В категорию А попадут те отрасли, которые являются или могут являться конкурентоспособными только при условии пристального внимания со стороны государства. Это то, что принято называть стратегическими отраслями: наукоемкие производства, в которых требуется сложная кооперация, которым нужны инвестиции с многолетней окупаемостью и усилия государства для продвижения продукции. Это исследование космоса, строительство сложных кораблей, сложных видов вооружения, авиастроение, атомное машиностроение, сюда же надо отнести такие важнейшие системы, как железнодорожные перевозки, электрические сети и международные нефтяные трубопроводы. И все. Список отраслей, подпадающих под категорию А, должен быть очень коротким.
Теория межотраслевого баланса разработана Нобелевским лауреатом В.В. Леонтьевым, и она применяется во всех индустриальных странах. Но идея сбалансированной экономики не учитывается и никак не обсуждается нынешними идеологами, определяющими экономическую политику России.
Согласно этой идее, для жизнеобеспечивающих товаров, потребляемых на внутреннем рынке, необходимо сбалансировать рублевые цены с издержками производства (с учетом амортизации средств производства), а со сбалансированными ценами необходимо сбалансировать зарплаты трудящихся. Это потребует сокращения очень больших доходов богатых. Но, только сбалансировав цены, издержки, зарплаты и доходы богатых, можно сбалансировать возможности производительных сил с потреблением, с остро необходимой модернизацией производства и с доходами богатых, идущими на сверхпотребление и вывоз их капиталов заграницу. Только так можно сбалансировать социальное давление в сторону роста зарплат трудящихся и стремление богатых увеличивать свои доходы. Только так можно создать условия для реального роста производства товаров и устойчивости страны.
В сбалансированной экономике жизнеобеспечивающие производства, в которых нет революционных прорывов в технологиях, должны работать с умеренной (сбалансированной) прибылью на уровне 5 - 10%. Кроме того, цены должны обеспечивать умеренные налоги в бюджеты разных уровней на уровне 10 - 15%. В итоге необходимое условие баланса цен с издержками, налогами и прибылью приводит к тому, что цены должны превышать производственные издержки от 10% до 25%.
Именно так должны работать топливно-энергетический комплекс, металлургия, сельское хозяйство, ЖКХ, транспорт, химическая промышленность и машиностроение, обеспечивающие основу жизнеобеспечения страны и основу всей экономики.
В живом организме балансы сводятся к тому, что все жизнеобеспечивающие органы должны получать необходимую долю жизненных ресурсов или питания. Если все питание сосредоточить на питание мозга в ущерб питания сердца или почек, то упадет кровоснабжение всех органов и ухудшится состав крови. От этого будут страдать, и деградировать все органы, в том числе и мозг, в «пользу» которого разрегулирован (разбалансирован) обмен веществ. И это приведет к нарушению устойчивости и преждевременной гибели всего организма.
Россия напоминает семью с неумными родителями. В этой семье почти все заработанные родителями средства отдаются одному «самому любимому» ребенку, который тратит их на забавы. В результате всем остальным детям и самим родителям почти ничего не остается даже на питание, чтобы поддерживать свои силы. И самая главная беда в том, что родителям уже не хватает питания, они слабеют, хуже работают и скоро потеряют работу. Пострадает вся семья, в том числе и «самый любимый» ребенок, во имя которого разбалансировано распределение семейного бюджета.

КОГДА СТИМУЛИРУЮТ ТОЛЬКО ДОБЫЧУ СЫРЬЯ
Нынешний экономический порядок в России душит сельское хозяйство, всех, кто вовлечены в производство хлеба, обслуживают ЖКХ и транспорт. Но в тоже время этот порядок обеспечивает сверхдоходы в сырьевых отраслях и строительстве жилья. Эти сверхдоходы отсасывают ресурсы из народного хозяйства, которые должны быть использованы для его обновления. Значительная часть сверхдоходов питает аномальную коррупцию и разлагает государственные структуры.
Производственные издержки нефтяных и электрогенерирующих компаний не афишируются, более того их стараются скрывать. Но именно их должно знать общество и правительство. Анализ специалистов и некоторые прорывающиеся данные из нефтяных компаний свидетельствуют, что производственные издержки на добычу нефти и ее доставку в центральные регионы еще несколько лет тому назад составляли менее 1500 руб./т. Учитывая инфляцию, примем эти издержки с избытком и равными 3000 руб./т.
Издержки на переработку нефти для производства жидкого топлива, доставку его на заправочные станции и содержание этих заправочных станций составляют не более 6000 руб./т (в США и странах Европы эти издержки не превышают 200 $/т). Итого, производственные издержки (И) на производство жидкого топлива и реализации его на заправочных станциях должны составлять не более 9000 руб./т. Если провозглашаются издержки, большие указанной, то это свидетельствует о неэффективном управлении и растратах.
Как уже отмечалось выше, следует ограничить налоги величиной 15% на весь цикл производства и реализации жидкого топлива на внутреннем рынке. Ограничить величиной 10% надо и чистую прибыль. Тогда получим сбалансированную со всеми издержками цену жидкого топлива, равную 11 250 руб./т. Учитывая, что 1 т жидкого топлива имеет объем 1100 - 1200 л, получим цену 1 л бензина АИ-92 для внутреннего рынка, равную 10 руб. за 1 литр, а не 25 рублей, как сейчас.

Продукт Рост издержек на производство единицы продукции
Калийные удобрения в 2,6 раза
Бензин АИ-95 в 3,1 раза
Асфальт в 3,7 раза
Металлопрокат в 3,8 раза
Уголь в 4,2 раза
Газ в 6 раз

Нынешний избыток цены (избыточная прибыль) бензина, равный 25 - 10 = 15 руб./л, (уже 17 и даже 18руб/л) распределяется между нефтяными компаниями и государственным бюджетом примерно в равных долях и весит тяжелым грузом на реальном производстве и, в первую очередь, на сельском хозяйстве и транспорте.
Чему же равен этот избыток в целом по стране?
Россия потребляет около 100 млн. т/год жидкого топлива (бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, мазут), получаемого из 125 млн. т нефти. Потребитель сейчас платит около 2,5 трлн. руб./год за это топливо, а по сбалансированной цене потребитель (автомобильный, авиационный, железнодорожный и городской транспорт, сельский производитель) сэкономит 1,5 трлн. руб./год, которые поднимет спрос на остальные товары и позволит сбалансировать цены на отечественные товары (транспорт, хлеб, ЖКХ).
В настоящее время часть этой избыточной прибыли идет в государственный бюджет, который государство не может использовать эффективно для внутренних инвестиций из-за отсутствия эффективных структур, обеспечивающих реальное строительство заводов и их реальную модернизацию. Если сбалансировать цену за счет изъятия из нее избыточной прибыли и избыточных налогов, то соответствующая сумма автоматически, минуя чиновничье администрирование, станет инвестицией в те отрасли, в которых доля затрат на жидкое топливо значительна. А это, в первую очередь, сельское хозяйство, ЖКХ и транспорт. Кроме того, удешевление энергии и сырья на внутреннем рынке привлечет инвестиции в обрабатывающие производства.
Что касается налогов (пошлин) на экспорт нефти, то они по-прежнему должны подстраиваться под мировые долларовые цены на нефть.
Если ориентироваться на сбалансированную с производственными издержками, налогами и прибылью цену на жидкое топливо (10 руб./л), то сбалансированные цены на товары базисной корзины (хлеб, электроэнергия, городской транспорт, квартплата, жилье), а также минимальная и средняя зарплаты будут следующие:

Таблица 4.
Бензин АИ-92 10 руб. за 1 л.
Хлеб 35 руб. за 1 кг
Электроэнергия 1,5 руб. за 1 кВт. Час
Квартплата 3.000 руб. в мес.
Стоимость жилья 20.000 руб. за 1 кв. м
Минимальная зарплата 10.000 руб. в месяц
Средняя зарплата 20.000 руб. в месяц

Высказываются опасения, что снижение цен на бензин, приведет к нелегальному вывозу бензина за границу. Вывоз больших масс бензина должен контролироваться таможней. А что касается вывоза бензина в страны СНГ жителями на своих автомобилях из приграничных районов, то этот отток можно ограничить администрированием. Кроме того, он станет не очень привлекательным из-за удорожания рубля. Во всяком случае, общество не должно переплачивать 1,5 трлн. руб./год за неэффективность государства.
Аналогично нужно контролировать издержки на строительство жилья и добиться сбалансированных цен за счет уменьшения чиновничьих поборов в муниципалитетах. Именно эта отрасль - решающее звено для повышения рождаемости и улучшения благосостояния народа.

БОГАТЫЕ ДОЛЖНЫ ЗАПЛАТИТЬ! А НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДСТВО - СНИЗИТЬ!
Чтобы создавать в России нормальную рыночную экономику, надо понимать, что ее единственным двигателем является спрос. Для его повышения необходимо существенно повысить доходы бедного и среднего классов. Следует удвоить пенсии, а также затраты на образование, здравоохранение, науку, культуру. Для решения этой задачи следует удвоить российский бюджет, т.е. получить дополнительно не менее 10 трлн. руб. Для этого надо оптимизировать налогообложение бизнеса и увеличить налогообложение богатой собственности и доходов богатого класса, составляющего 2% населения. В частности необходимо:
- оптимизировать налогообложение доходов физических лиц;
- ввести налог на дорогую недвижимость и роскошь;
- отменить предельную величину годового дохода (463 тыс. руб.), выше которой не берут социальные взносы;
- оптимизировать значения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- существенно снизить ставки возмещаемого НДС при экспорте сырья и полусырья;
- существенно увеличить акцизы на табак и алкоголь.
Эти меры могут быть реализованы российским правительством и при существующем режиме, и при существующем инвестиционном климате. Сегодня, хотя и не очень охотно, в Россию идут лишь крупные иностранные компании, поддерживаемые своими правительствами. Но даже они рискуют нарваться на неприятности (например, дело Магнитского). Чтобы изменить климат, надо менять российскую власть и принципы, которыми она руководствуется. Тогда в Россию хлынет капитал со всего мира, иностранцы примут участие в создании малых и средних предприятий, появятся новые рабочие места и налоговые поступления, которые удвоят и утроят наш бюджет.
Нуждается в совершенствовании налоговое администрирование. «Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящих из четырех налогов социальных взносов с учетом возрастов сотрудников и уплатой в два бюджета и три фонда - неполный перечень «заморочек» бухгалтера. В качестве первоочередных мер, направленных на упрощение налоговой отчетности, а также на упрощение методики исчисления и уплаты налогов, необходимо:
а) сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию, с 60-100 до 1-3 стр.; это - не фантастика: например, в Швеции декларация по налогам на зарплату (НДФЛ и социальный налог) и НДС умещается на одной странице для всех предприятий;
б) платить каждый налог (в том числе социальные взносы) одним платежным поручением без указания фондов и бюджетов и Кодов бюджетной классификации (КБК). Распределение налогов по фондам и бюджетам и указание КБК поручить Федеральному казначейству;
Малый бизнес, в необходимости развития которого нас постоянно убеждают, интенсивно разрушается. За два последних года (2009-2010) число малых предприятий сократилось почти на четверть. Если верить Росстату, за этот период прекратили существование более 60 тыс. малых предприятий. Одна из причин - высокие налоги. При том, что для государства они ничтожны. Согласно отчетам ФНС, суммарные налоговые доходы от предприятий, находящихся на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН и ЗАТО), в 2009 году составили 216,6 млрд. руб. или 1,61% доходов консолидированного бюджета России. Можно предположить, что расходы на администрирование этих налогов превышают их сумму. Налоговую нагрузку на малый бизнес надо снижать. И в первую очередь надо снижать налоги на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, доля которых даже в нашем недоразвитом малом бизнесе составляет около 6%.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОЙ?
Нуждается в совершенствовании политика в области электроэнергетики. В России в целом нет дефицита электроэнергии. На душу населения производится на 10% больше электроэнергии, чем в «старых» странах ЕС и на 35% больше чем в «новых». Вместе с тем, в Энергостратегии-2009 планы нового строительства в два раза превышают потребности. Это влечет за собой необоснованный рост тарифов на электроэнергию. Если тратить на строительство новых электрических мощностей в соответствии с потребностями в них, цены на электроэнергию можно было бы снизить на 30-40%. Тем не менее, электроэнергетика России требует реформирования. Основные направления модернизации:
а) перевод газовых теплоэлектростанций (ТЭС) с паротурбинного на парогазовый цикл даст более 44 ГВт - почти в два раза больше, чем мощность всех атомных электростанций (АЭС) России (24 ГВт); при этом реконструкция газовых ТЭС до парогазовых в три раза дешевле, а продолжительность работ по реконструкции в три раза короче, чем строительство новых энергоблоков АЭС;
б) рост коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) российских ТЭС и АЭС до среднеевропейских значений (на 15-20%) позволит обеспечить дополнительную выработку соответственно до 180 и 20 млрд. КВт∙ч в год;
в) введение частотного регулирования электроприводов, а также замена старых электродвигателей и другого электроемкого оборудования снизит электропотребление в стране к 2020 г. на 100 млрд. КВт∙ч.;
г) снижение потерь электроэнергии в электросетях с 14% (112 млрд. КВт∙ч) до нормативных 8% (82 млрд. КВт∙ч) обеспечит экономию в 30 млрд. КВт∙ч.
Таким образом, суммарные возможности увеличения выработки на действующих (реконструированных) мощностях, а также снижение потребления электроэнергии со стороны потребителя за счет повышения энергоэффективности составляют более 400 млрд. КВт∙ч. (более 40% производства электроэнергии в 2010 г.).
Надо наладить производство необходимой электронной базы, отсутствие которой угрожает национальной безопасности России. Мы полностью зависим от поставок электронных элементов из-за рубежа. Потребности в элементной базе электроники покрываются импортом на 65 процентов и даже больше, в некоторых отраслях - до 100 процентов. Мы используем то, что удается приобрести за рубежом. Но нам дают не самое лучшее. В США, в Западной Европе она трех категорий: "military", "space" и "общего назначения". Первая - самого высокого качества, того, что нам надо. Вторая - качеством чуть похуже, но тоже очень высокого, и самое главное, всей номенклатуры. Но первую и вторую категорию России не дают, а дают лишь менее надежные элементы "общего назначения". А отсюда отказы в технике, в том числе, военной. Тем не менее, реальные предложения зарубежных фирм организовать производство необходимой элементной базы в России наше правительство отвергает.

АГРОПРОМ
Нуждается в государственной поддержке и российское сельское хозяйство. Сегодня оно не удовлетворяет внутренние потребности страны. Наш фермер не может конкурировать с фермером из Европы, т.к. тот получает от государства субсидии в среднем 40%, а наш - 3%. Во многих регионах доходы наших крестьян не позволяют не только наращивать производство, но и сохранять его на достигнутом уровне. С 1990 года количество посевных площадей в России сократилось на 36% (с 117 млн. га. до 75 млн.га.), поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 35% (с 57 млн. до 20 млн.), а поголовье свиней - на 45% (с 38 млн. до 17 млн.), при этом количество сельхозпроизводителей сокращается ежедневно. Для обеспечения конкурентоспособности российского сельского хозяйства и повышения доходов крестьян необходимо по опыту западных стран применять погектарное (поголовное) субсидирование сельхозпроизводителей, государственные гарантии минимальных цен реализации, отмену сельхозналога и НДС на приобретаемые крестьянами производственные ресурсы. Снижение себестоимости сельхозпродукции может быть обеспечено 50% субсидированием инвестпроектов, 50% снижением тарифов на газ/тепло/электроэнергию, отменой акцизов на дизельное топливо, производимого для нужд сельского хозяйства.
Уважаемые участники конференции. За неимением времени я не смогу более подробно рассказать о многих предложениях отраженных в нашей работе. Но я надеюсь, что мои коллеги раскроют это подробнее в своих выступлениях. В заключении хочу сказать. Что сегодня России просто как воздух необходима новая разумная экономическая политика. Способная не только увеличить доходную часть бюджета и повысить эффективность его расходов. Нам нужны новые прорывные решения и политическая воля, без которой невозможно преодолеть коррупцию, изменить приоритеты налоговой и финансовой политики, возродить сильную промышленность и сельское хозяйство…

Партия дела, Константин Бабкин, Максим Калашников, Александр Чуев, клуб "Рой", ТПП РФ, кризис

Previous post Next post
Up