m_k

(no subject)

Dec 29, 2011 15:15

Любимый и уважаемый Букник опубликовал подготовленную специально для колонки "Иерусалимский трамвай" версию моей статьи про Мартироса Алтуняна, армянского художника и архитектора из Ливана, расписавшего придел Григора Лусаворича в ХГГ. Так впервые на русском языке появилась более и менее подробная информация о жизни этого интересного зодчего.



ՄԱՐՏԻՐՈՍ ԱԼԹՈՒՆԵԱՆ
Мардирос (Мартирос) Атунян (1889-1958)

А теперь я решил опубликовать еще одну версию статьи с максимальным использованием иллюстративного материала. Держите. При использовании статьи или ее фрагментов ссылка на источник (то есть на эту запись) - обязательна.

М.Король
АРМЯНСКИЙ ХИРАМ, или ЗА БОЗ-АР ОТВЕТИШЬ

Ну что, помечтаем о замшелых древностях, но с некой долей модерн-абсурда? Например, о том, как вот некий новый Соломон, отстраивая новый Храм, обратился бы за помощью к новому Хираму в новую Финикию (то есть Ливанскую республику), дабы тот прислал строительный материал, а заодно и мастеров да зодчих…
А что? История (почти современная) знает нечто похожее. Почему бы и не рассказать?
Жил-был однажды (1894-1963) ливанский поэт Шарль Корм, писавший на французском языке и придумавший сам себе романтические национальные корни - финикийские.





Шарль Корм

О, как это прекрасно - подняться выше любых религиозных предрассудков, терзавших его бедную родину, и призвать все народы северного «ближневосточья» вспомнить о местных корнях похищенной Европы и о древней славе Агенора, Хирама и Ганнибала! А потом взять да и воздвигнуть на этой основе храм современного ливанского национализма:
«Из самых красивых гор
где скрылись
высокие чувства
я слышу - пора
сверху звезды
как лодка на всех парусах
как в сердце Бога заря
как щедрый подарок
как солнце в зенит
возвращается правда
в Ливан» (из поэмы «Сказание про агонию»).

Не будем забывать, что Шарль воспитывался в семье художника Дауда Карма, этакого салонного классициста, получившего образование в римской Корелевской академии изящных искусств.




Дауд Корм и одна из его "ливанских" картинок

Но весь этот прекраснодушный финикийский сентиментализм Шарля на протяжении всей жизни поэта сталкивается почему-то с явным непониманием со стороны приходящих к власти ливанских политиков. А те и не думают вылезать из не менее романтических, с их точки зрения, межнациональных и межконфессиальных розней.
И, вовсе не отказываясь от «великой финикийской идеи», в реальной, полной драматического историзма ливанской жизни начала XX века, кипящей шиито-суннито-маронито-друзскими страстями, Шарль делает свой выбор: его пунической душе становятся ближе всего чаяния не арабской, не друзской, а именно армянской общины Ливана, окончательно сформировавшейся после геноцида армянского народа в 1915 г, когда десятки тысяч беженцев из Киликии и Александреттского санджака, подвластных Османской империи, нашли пристанище в стране библейских кедров.
И ничто лучше не приблизило романтика Шарля к пониманию действительности, как дружба с архитектором и художником Мардиросом (Мартиросом) Алтуняном, человеком, вовсе не озабоченным синтезом новых национализмов, а просто не воспринимающего свою жизнь в отрыве от родной армянской культуры. Но и Алтунян, во многом благодаря дружбе с Кормом, смог интегрироваться в сложном обществе Ливана 20-50 гг. и реализоваться в качестве не просто самобытного зодчего, но любимца ливанского президента Эмиля Эдде (1936-1941), обладателя почетной ливанской награды, серебряной медали «За заслуги».




Эмиль Эдде (отсюда) и медаль "За заслуги"

И когда в 1945 г. Алтунян отправится в Иерусалим по приглашению патриарха Гурега Исраэляна расписывать армянский придел в Храме Гроба Господня (кто знал, что командировка затянется на пять лет?), наверняка воображение друга Шарля обратилось к известному библейскому сюжету:
«И отвечал Хирам, царь Тирский, письмом, которое прислал к Соломону: по любви к народу Своему, Господь поставил тебя царем над ним. И еще сказал Хирам: благословен Господь Бог Израилев, создавший небо и землю, давший царю Давиду сына мудрого, имеющего смысл и разум, который намерен строить дом Господу и дом царский для себя. Итак я посылаю [тебе] человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, сына одной женщины из дочерей Дановых,- а отец его Тирянин,- умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего» (2Пар. 2:11-14).
Так кто же он, друг финикийского поэта, фаворит маронитского президента и надежда армянского патриарха, которого мы сравнили со знаменитым тирским мастером Хирамом?
Мардирос Алтунян родился в 1889 г. в северо-западной части Анатолии, в городе Бурса (Турция). Через несколько лет семья переезжает в Болгарию, в Варну, где Мардик (так родные зовут Мардироса) учится в средней школе при конгрегации отцов-лазаристов. Как оно и водится, склонность к рисованию проявилась у мальчика с раннего возраста.
А в 1910 г. молодой человек отправляется покорять Париж. Первым делом он пытается разыскать тетку со стороны отца, о которой он наслышан еще с детских лет, проведенных в Бурсе. Что предпринимает для розысков родственницы армянский юноша? Правильно, отправляется на улицу Жана Гужона, № 15, в Кафедральный собор Сурб Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя), самую примечательную церковь армянского Парижа начала XX в., построенную нефтепромышленником и меценатом Александром Манташевым (Манташьяном) по проекту молодого архитектора Альберта Гильбера. Нет сомнения, что здание этой церкви потрясло воображение будущего автора проекта кафедрального собора св. Григора Лусаворича в Антелиасе.



Кафедральный собор Сурб Ованнес Мкртич в Париже

Приходской священник заверил юношу, что приложит все силы, дабы разыскать мадам Гулизар (в девичестве Алтунян), и, правда, уже несколько дней спустя, Мардирос был тепло принят в красивом доме неподалеку от ворот Аньер в 17-м арондисмане, где тетка проживала с тремя дочерьми. И все годы, проведенные в Париже, Алтунян будет знать: здесь в доме тетки Гулизар его всегда ждет тепло домашнего семейного очага.
У парижских родственников свой, хорошо поставленный бизнес - стоматология, и они рады помочь Мардиросу стать дантистом, да и сам он не против, но… Умопомрачительный, сверкающий величием и славой, недоступный еще, но уже манящий, горный пик École des Beaux-Arts затмевает абсолютно все семейные и бытовые пейзажи...
Национальная высшая школа изящных искусств - École des Beaux-Arts - престижное художественное учебное заведение, была основана в 1671 г. по инициативе Кольбера, министра при дворе Людовика XIV и в дальнейшем объединила академию живописи и скульптуры с академией архитектуры. Первоначально школа располагалась прямо напротив Лувра, но в 1830-е годы для ШИИ (Школы Изящных Искусств) были возведены новые постройки на территории бывшего монастыря на левом берегу Сены, где Александр Ленуар сосредоточил уникальную коллекцию архитектурных фрагментов разрушенных во время революции церквей, замков и дворцов. С использованием сохранившихся деталей и на основе стилей прежних эпох под руководством Феликса Дюбана и было построено новое здание ШИИ.



О, это эклектическое сооружение на улице Бонопарта в квартале Сен-Жермен де-Пре! Настоящая энциклопедия для художников, скульпторов и архитекторов. Недаром при входе взгляд посетителя приковывает колоссальная фреска Поля Делароша с изображением скульптора Фидия, архитектора Иктина и художника Апеллеса, символизирующая единство и величие пластических искусств.
Здесь, в Национальной высшей школе изящных искусств, которая сначала прославилась как цитадель французского классицизма, а потом как «рассадник» боз-ара, учились Дега, Моне, Ренуар, Сёра, Шарль Гарнье (не путать с Тони Гарнье, о котором речь пойдет ниже)…
Алтунян изучал там живопись, скульптуру и архитектуру и окончил ШИИ в 1918 г.
Соучениками Мардироса были и такие впоследствии известные деятели искусств, как французский художник-экспрессионист Жорж Жимель, американский художник Стентон Макдональд-Райт, один из основоположников течения синхромизма в живописи, американская архитекторша Мэрион Симс Вейт, сумевшая «заразить» архитектуру Флориды 30-х годов средиземноморской стилистикой.
Идеи боз-ара, эклектического стиля, продолжавшего лучшие традиции итальянского ренессанса и французского барокко воспринимались выпускниками ШИИ как практическое руководство к действию. И в результате их творения покоряли заказчиков строгой симметрией и иерархической организацией пространств. Но и новые веяния в архитектуре не были чужды приверженцам боз-ара. Кумиром Алтуняна становится Тони Гарнье, также выпускник ШИИ, один из основоположников современного французского зодчества. Среди шедевров Гарнье - Олимпийский стадион в Лионе (1913-1916), неожиданное изящество железобетонных конструкций которого вызывали у студента ШИИ Мардироса удивление и восхищение.
Время учебы пришлись на Первую мировую войну, и познание изящного и прекрасного сопровождалась порой бомбежками и обстрелами. Утром 21 марта 1918 г. на набережной реки Сены упал и разорвался крупный орудийный снаряд. Вскоре и в других частях города прозвучали взрывы. Недоумению парижан не было предела - ведь фронт проходил в 90 км от Парижа… Позже выяснилось, что это стреляла знаменитая «Длинная Берта», она же "Стройная Берта», она же «Парижанка» или «Колоссаль», она же «Труба кайзера Вильгельма», немецкая сверхдальнобойная пушка.



Schlanke Berta

Эти обстрелы Парижа Алтунян будет вспоминать в Иерусалиме спустя десятилетия…
Но главным событием, с 1915 года омрачившим пребывание Алтуняна во Франции, наполнившим жизнь скорбью и тревогой, стала страшная катастрофа в Малой Азии - «Великое злодеяние» - геноцид армянского народа, унесший жизни полутора миллиона человек, разметавший армян по всему земному шару…
Можно ли представить себе отчаяние и потрясение молодого человека, живущего в Париже, чьи родители остались на территории Турецкой империи и от которых вплоть до 1918 года нет никаких известий?
…И все же это были удивительные годы! Со слов самого художника, прибытие в Париж было для него как второе рождение, а годы, проведенные во Франции, явились воплощением детских мечтаний.



1910 г. Алтунян в Париже

И еще. Здесь, в Париже, Мардирос познакомится со своей будущей женой. Этой встрече предшествовало радостное событие: в конце декабря 1918 г. Алтунян получил известие, что родители живы и находятся сейчас в Хомсе, в Сирии. Тетка Гулизар в честь этого особого случая устроила 5 января 1919 г. праздничный рождественский прием. Приходской священник, который помогал Мардиросу в розыске родителей, привел с собой в гости нескольких девушек из богатых армянских семей города Смирна (о, их родители обладали развитым чувством надвигающейся беды - в 1922 г. армянское население Смирны будет безжалостно вырезано турками), над которыми он взял, как это было принято в те годы, опекунство. Одна из девушек, Пепроне Бадрикян (Ани - так как зовут ее близкие) с первого же взгляда пленила Алтуняна… М-м Гульзар, которой очень пришелся по вкусу выбор племянника, прилагает все усилия, чтобы молодые люди поженились.
19 июня 1919 г. состоялось венчание Мардироса Алтуняна и Пепроне Бадрикян в вышеупомянутом парижском кафедральном соборе Армянской апостольской церкви на улице Жан Гужон.
И вот перед молодым зодчим стоит проблема выбора: где жить дальше? Ах, хорошо бы остаться в городе городов Париже, или, может, взять и связать судьбу с молодой республикой Арменией, возрождающейся из пепла? Увидеть, наконец, воочию Эчмиадзин, прикоснуться к древним камням Гарни? А родители? И Алтунян принимает решение переехать жить в находящийся под французским мандатом Ливан, в Бейрут, куда смогут без особых проблем перебраться и его родители.
Территорию современного Ливана армяне заселяют еще в те давние времена, когда Тиграну Великому удалось отвоевать Финикию от царства Селевкидов и сделать ее частью древней армянской империи (I в. до н.э.). А после принятия Арменией христианства в 301 г. эта часть средиземноморского побережья становится важной составляющей на пути паломников в Иерусалим. Во времена турецкого владычества армянское население Ливана становится минимальным, но после геноцида 1915 г. и перехода Сирии и Ливана под управление французских мандаторных властей приток армянских беженцев усиливается, что приводит к созданию крупной диаспоры (на сегодняшний день армянское население Ливана оценивается в 150 тысяч человек). Большая часть общины проживает в Бейруте и районе Матн.
В глазах эстета Алтуняна после Парижа Бейрут выглядит глухой восточной провинцией. Только-только появляются первые трамваи. Старые здания с жуткими пристройками для разрастающихся семей (в ливанском обществе только-только нарождается тенденция к отделению молодых пар от родителей) уродуют вид будущей столицы. Чистота улиц тоже не радует… И если во всем мире диплом Школы изящных искусств считался залогом блестящей карьеры архитектора, то в элитных кругах Бейрута начала 20-х годов он вызывает лишь вежливое уважение…
Но вот в мае 1926 года провозглашается создание Ливанской республики (правда, все еще входящей в состав подмандатных территорий Франции), и первым ее президентом становится Шарль Деббас. Именно он начинает разрабатывать планы по обеспечению страны инфраструктурой. Создавая правительственные ведомства, Деббас придает особое значение департаменту общественных работ, куда в конце 20-х гг. и приглашают на работу в качестве архитектора отдела Мардироса Алтунянна. И один из первых же проектов, осуществленных Алтуняном, приносит ему славу талантливого зодчего, а Бейруту - архитектурный символ современного развивающегося города с древними корнями. Речь идет о здании парламента, построенного в 1933 г., конечно же, в стиле боз-ар.



Как утверждает справочная литература, «здание имеет симметричную структуру в ориенталистском возрожденческом стиле с артикуляцией историческими отсылками на нео-мамлюкские овертона». В переводе на человеческий язык это означает, что заказчики хотели видеть в будущем произведении особые ливанские национальные черты. И они их увидели.
Как и в Париже, центральная площадь в Бейруте носит название Этуаль, то есть Звезда, ибо от нее во все стороны расходятся лучи-улицы. Когда-то тут располагался римский форум, ныне - вышеупомянутое здание ливанского парламента. А в центре площади возвышается изящная часовая башня, называемая Абед в честь инициатора и спонсора ее возведения, богатого мексиканца с ливанскими корнями Мигеля Абеда.



Был объявлен конкурс на лучший проект, и победителю полагался денежный приз в размере 150 турецких лир. Конкурс (в условиях достаточно сильной конкуренции) выиграл Мардирос Алтунян, и возведенная в 1934 г. часовая башня Абед стала одним из символов ливанской столицы.



Бейрут, 1956. Площадь Звезды. Два произведения Алтуняна: здание Парламента и часовая башня Абед

Благодаря дружбе с поэтом и общественным деятелем Шарлем Кормом, Алтунян смог установить контакты с ливанским эстеблишментом и с высшими политическими кругами республики. Авторитет «архитектора боз-ара», как его нарекли в высших сферах, возрастает с каждым днем, как возрастает и число желающих построить виллу по чертежам Алтуняна.



М.Алтунян. Дружеский шарж Саади Синеви

Жорж Бей Хаймари, Камилла Эдде, Камиль Нагиб Бей Абуссуан, Мушег Серопян, Мустафа Халди, Абро Аброян, Омар Даук - что говорят нам эти имена тогдашних хозяев левантийской жизни? Кто вспомнит о том, что среди перечисленных лиц министр финансов, канцлер, жена президента, мэр Бейрута?.. А объединяет их то, что роскошные их фазенды в престижном районе Хамра или в горном местечке Алей, в коих умело сочетались западные технологии и восточное воображение, построены по проектам Мардироса Алтуняна.
Помимо частных заказов архитектор в 30-е годы трудится и над реализацией ряда общественных проектов, среди которых армянский санаторий Азуни в заповедной долине Шуф, мусульманская мечеть имама Абу-Бакра в Бейруте, многоквартирные дома на ул. Спирс в Бейруте…



Армянский санаторий Азуни



Часовня при санатории Азуни



Мечеть имама Абу-Бакра в Бейруте

В эти же годы Алтунян отвечает за реставрацию церквей и мечетей в разных регионах страны, занимается книжной графикой, а также рисует эскизы ливанских монет и медалей.



Обложка сборника вальсов "Дочь Ливана" работы М.Алтуняна

В 1939 г. Ливан приглашен участвовать в нью-йоркской всемирной выставке World Expo. Шарль Корм, отвечающий за оформление ливанского павильона, обратился к другу Алтуняну с просьбой написать четыре картины на темы финикийской истории. И хотя, в это время все силы и время Мардирос посвящает строительству собора Св. Григория Просветителя, он пишет эти картины, одна из которых впоследствии будет приобретена президентом Ливана Эмилем Эдде.
…В романе американского писателя Эдвина Гилберта «Камни его родины» герой, рассуждая о предназначении архитектора, высказывает мысль, что главным испытанием профессиональных качеств зодчего является работа над проектированием церквей. Вершиной архитектурного творчества Мардироса Алтуняна безусловно является возведение армянского кафедрального собора св. Григора Лусоворича (св. Григория Просветителя) в Антелиасе, городке в 5 км севернее Бейрута. Для Армянской Апостольской Церкви этот собор имеет особое значение, ибо здесь располагается престол Киликийского католикосата ААЦ.
Киликия - это юго-восточная область Малой Азии, где с 1080 по 1375 годы существовало Киликийское армянское государство, павшее в борьбе с египетскими мамлюками. Исторически сложилось так, что Киликийский Католикосат ААЦ, он же Католикосат Великого Дома Киликии, он же Каталикосат Сиса (Сис - маолая вершина Арарата) - это административно независимый Католикосат, признающий первенство чести Эчмиадзинского Католикоса Всех Армян и Верховного Патриарха ААЦ. После геноцида армян резиденция Киликийского католикоса была перенесена из Киликии в 1930 г. в Антелиас. Однако престол потерял почти все свои епархии и находился на грани исчезновения. Для сохранения этого исторического престола по просьбе Католикосата Всех Армян патриархия Иерусалима в 30-е годы передала во владения Киликийского патриархата епархии Дамаска и Бейрута, а патриархия Константинополя - епархию Кипра.
День 17 мая 1937 г. войдет в анналы Католикасата Великого Дома Киликии как большой праздник, ибо в этот день был заложен первый камень в основание фундамента будущего храма. В 1940 г. здание собора, выполненное в традиционном армянском стиле (инженер - Хосров Ерамиян), но под безусловным влиянием лучших традиций боз-ара, возведено, и Мардирос Алтунян приступает к следующему этапу работы: он создает для внутреннего интерьера собора св. Григора Лусоворича серию художественных монументальных полотен на тему христианской истории Армении. Такие картины как «Крещение Св. Григором царя Трдата», «Основание храма Сурб Эчмиадзин», «Война Вардананц» воспринимаются посетителями как смелое и яркое свидетельство национальной гордости и надежды на сохранение духовных ценностей армянского народа. 10 марта 1940 г. собор освящает архиепископ Петрос Сараджян, с 1936 г. занимающий должность общего викария Католикоса Киликии (30 мая 1940 г. П.Сараджян единогласно избран Киликийским Каталикосом).



Кафедральный собора св. Григора Лусоворича в Антелиасе



Территория храма в Антелиасе. Часовня, посвященная памяти жерт геноцида армянского народа в 1915 г.



Интерьер храма в Антелиасе



По мнению академика Вараздата Артуняна, собор в Антилиасе - истинная жемчужина армянского зодчества.
И нет ничего удивительного в том, что Иерусалимский Патриарх ААЦ Гурег Исраэлян (ну, чем не царь Соломон?) во время визита в Антилиас был очарован в целом и архитектурой храма, и его дизайном, а в частности - картинами кисти Алтуняна. В 1944 г. Мардирос получает официальное приглашение из Иерусалима принять участие в ремонте и новом оформлении армянского предела св. Григора Лусоворича (св. Григория Просветителя) в Храме Гроба Господня.



Иерусалимский Патриарх ААЦ Гурег Исраэлян

26 мая 1945 г. был заключен официальный договор с иерусалимской патриархией ААЦ. 7 ноября 1945 г. Алтунян с супругой прибывают в Иерусалим. Привезенные эскизы (над ними Алтунян трудился полгода), вызывают одобрение особой приемочной комиссии, в которую входят представители не только патриархии, но и британской администрации, в том числе художник В.А. Стюарт и археолог Р.В. Хамильтон. И художник приступает к работе. Краски и кисти доставляют из Бейрута, холст - из Америки, ореховые рамы особого качества - из Сирии.
Подберем же, в традициях финикийского друга Ш.Корма, подходящую к случаю библейскую цитату:
«И сделал Хирам умывальницы и лопатки и чаши. И кончил Хирам всю работу, которую производил у царя Соломона для храма Господня: два столба и две опояски венцов, которые на верху столбов, и две сетки для покрытия двух опоясок венцов, которые на верху столбов; и четыреста гранатовых яблок на двух сетках; два ряда гранатовых яблок для каждой сетки, для покрытия двух опоясок венцов, которые на столбах; и десять подстав и десять умывальниц на подставах; одно море и двенадцать волов под морем; и тазы, и лопатки, и чаши. Все вещи, которые сделал Хирам царю Соломону для храма Господа, были из полированной меди» (3 Царств 7:40-44).
…Не стоит только забывать про исторический фон. А он отнюдь не пасторален… 1 сентября 1939 г. начинается Вторая мировая война. В 1940 году Франция оккупирована Германией. В Ливане - переворот, и в результате сформировано новое правительство. В 1943 году Ливан официально приобретает независимость. В 1947 г. Британия отказывается от мандата на Палестину, а ООН принимает резолюцию о создании двух государств в Палестине, еврейского и арабского. В 1948 г. сразу после отмены действия британского мандата и провозглашения независимости государства Израиль, пять мусульманских стран (Египет, Ливан, Трансиордания, Сирия, Ирак) начинают военные действия против Израиля. 28 мая 1948 г. арабский легион Трансиордании полностью захватывает Старый город Иерусалима. Захвачен, естественно, и Армянский квартал, где на территории монастыря свв. Яковов квартирует и работает в специально оборудованной мастерской Мардирос Алтунян.



Алтунян в иерусалимской мастерской, на территории Армянского квартала

Кто мог предположить, что «командировка» растянется на пять лет? А ведь Алтунян опять вынашивал планы, как после окончания работ в Храме Гроба Господня, он сможет выбраться, пользуясь послевоенной оттепелью в международных отношениях, в Советскую Армению к святыням и шедеврам армянского искусства, о которых он столько лет мечтал… Увы, летом 1948 г. в Иерусалиме о поездке в Армению можно только мечтать, а такие реалии жизни, как артобстрелы, напоминают Париж в марте 1918-го…
Возможно поэтому то, что изображает Алтунян на холсте для Храма Гроба Господня, воспринимается, по воспоминаниям вартапеда Егише Дердеряна (с 1960 по 1990 гг. - иерусалимского Патриарха ААЦ), «на границе реального и сна».
К 1947 г. написано 12 работ небольшого формата, а к 1950 г. - еще пять полотен по 12 кв. метров.
И вот 4 ноября 1950 г. состоялся крестный ход с торжественным переносом картин из Армянского квартала (из монастыря свв. Яковов) в Храм Гроба Господня. В приделе св. Григора Лусоворича картины были освящены и помазаны миром.
Так уж повелось, что в большинстве случаев этот придел Храма Гроба Господня именуется «капеллой св. Елены», ибо связывается с историей обретения в 325 г. Креста Еленой, матерью императора Константина и соотносится с криптой им возведенного храма. Примерно с XV в. подземной трехнефной базиликой владеют армяне, и уже тогда придел освящается во имя св. Григория Просветителя. Согласно преданиям, Григорий Парфянин (Григор Партев), в 301 г. обративший в христианство армянского царя Трдата III, по прибытию в Иерусалим уединился в пещере, которой впоследствии суждено было стать приделом св. Григория. Когда же, спустя семь лет, он, покинув место аскезы, молился накануне Пасхи у Гроба Господня, то Всевышний удостоил его Благодатного света, чудесным образом воспламенив лампады. Это событие послужило основой для прозвища Просветитель, соединившего в себе и связь святого с Божественным светом и значение Григория в распространении христианского учения.
Из 17 созданных Алтуняном картин, посвященных истории христианства в Армении, 14 находятся здесь. Вот они:



Схема расположения работ М.Алтуняна в пределе св. Григора Лусоворича



1. Св. Католикос Аристакес, младший сын св. Григория, вспахивает Черное море. По преданию, Аристакес по дороге на Никейский собор, встретился на берегах моря с арианами, которые, насмехаясь над ним, предложили ему в доказательство своей святости и правоты вспахать воду. Плуг Аристакеса оставил на поверхности моря глубокие борозды, которые католикос предложил арианам теперь засеять…



2. Св. Католикос Врданес, старший сын св. Григория, молитвой побеждает вооруженных отступников.



3. Апостол Варфоломей в пустыне. По одному из преданий, св. апостол принял мученическую смерть от жажды, будучи послан в пустыню царем Санатруком.



4. Св. Григорий выходит из каменного колодца Арташата, куда был брошен по приказу царя Трдата III и где провел 13 лет.



5. Царь Трдат (Тиридат) III.



6. Крещение царя Трдата III и тысячи армян в водах Арацани (Восточный Евфрат, или Мурат).



7. Вериги св. Григора Шхтаякира (XVIII в.)



8. Строительство Эчмиадзина, храма в столице Великой Армении Вагаршапате. Согласно преданию, место для строительство храма указал Григорию Просветителю сам Иисус; отсюда и название Эчмиадзин - «сошел Единородный».



9. Св. Католикос Саак Партев, инициатор перевода Библии на армянский язык, дарит Священное Писание своему внуку Вардану (см. пункт 12).



10. Св. Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита.



11. Возвращение Честного Креста в Иерусалим из Персии через Армению. 14 сентября 629 г. византийский император Ираклий возвратил в Храм Гроба Господня святыню, похищенную персами в 614 г., и торжественная процессия не могла миновать столицу Великой Армении. Холст замечателен тем, что Алтунян изобразил реальных своих современников (от патриарха до простых монахов) в виде участников шествия.
Интересно, что надпись под картиной гласит: «Святое изображение изготовлено при финансовом содействии гг. Армена и Нелли Джиннозянц в память всех усопших семей Джиннозян и Пеоченян, 1987». Речь идет о реставрации полотна, пострадавшего во время пожара.



12. Св. Вардан Мамиконян, легендарный воин, защитник Армении.



13. Явление Святого Креста отшельнику Додику на горе Вараг в 660 г.



14. Апостол Фаддей обращает в христианство армянскую принцессу Сандухт (66 г.).

Ну что, претендует вышеизложенное на звание современного парафраза истории о Соломоне и финикийских мастерах? Но рассказ об «армянском Хираме» будет неполным, если мы не вспомним еще несколько фактов из творческой биографии Алтуняна.
Во-первых, в начале 40-х годов Алтунян проектирует здание греко-католического собора св. Павла в Хариссе, опираясь на византийские традиции. Храм этот был возведен в 1947 г., когда архитектор уже завис в Иерусалиме…



Храм в Хариссе

Во-вторых, Алтунян в 1954-1956 гг. принял участие в воздвижении на Кипре памятника выдающимся армянским меценатам, братьям Мелконянам. Между прочим, в 1920 г. после смерти старшего брата, Григора, младший брат, Карапет Мелконян, пожертвовал все свое имущество Армении, в те годы свободной республике…



Кипр. Памятник братьям Мелконянам

В-третьих, находясь в Старом городе Иерусалима, который в 1948 г. был благополучно аннексирован Трансиорданским королевством, Алтунян получил весьма и весьма оригинальный пакет заказов: спроектировать в Иордании королевский гостевой дом, резиденцию принца Наефа, большую мечеть в Амане и здание библиотеки… Но не успел Алтунян приступить к реализации этих проектов, как на Храмовой горе в Иерусалиме произошло событие, перечеркнувшее иорданские планы: 20 июля 1951 г. Абдалла Первый, король хошемитского королевства Иордания, был застрелен на пороге мечетим Аль-Акса…
В-четвертых, в 1956 г. Алтунян в сотрудничестве с несколькими архитекторами разных национальностей приступил к разработке проекта реставрации храма Рождества в Вифлееме. Увы, смерть зодчего помешала осуществить замыслы…



Мардирос Алтунян с женой Пепроне и сыном Ашотом в Алей

Скончался Мардирос Алтунян в Бейруте в 1958 г. Почти полвека о нем не вспоминали… Но в конце XX в. вышла книга его сына, Ашота Алтуняна, «В поисках обретенного времени», посвященная отцу, а совсем недавно (в ноябре 2011 г.) в Бейруте был открыт памятник Мардиросу Алтуняну…



Ну, и мы, иерусалимцы, имеющие прекрасную возможность хоть ежедневно любоваться полотнами этого мастера, постараемся и впредь не забывать «чужестранцев»-Хирамов…

ништяки, исроэльское прекрасное

Previous post Next post
Up