m_k

Пятница № 257. Слезы Якуба над ямой Юсуфа

Dec 18, 2011 15:40

Куда податься тамплиерам семинара «Вокруг да около Храма», штудирующим недельную главу Торы «Ваешев» в рамках курса «Недельная глава Торы глазами гида-кравеведа»? Ясен пень, скажете вы, первым делом - в Дотан; на яму, куда братья Иосифа бросили, полюбоваться. А где же он, библейский Дотан? Ясен пень, скажете вы, в 20 км на север от Шхема, там, где на карте обозначены и долина Дотан, и Тель-Дотан, и современное поселение Мево-Дотан. Ведь очень же понятно сказано:
«И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. <…> Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было» (Бытие, 37:14-24).
Правда, расстояние от Шхема до Дотана не упоминается, равно как и расстояние от Хеврона до Шхема, но все равно принято сопоставлять Дотан с Тель-Дотаном, расположенным между Шхемом и Дженином.
Но вот не все так просто!
Вот, например, Дмитрий Антонович Скалон в книге «Путешествие по Востоку и Святой земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году» пишет:
«Еще солнце скрывалось за горами, когда, пользуясь утреннею прохладой, мы уже были на конях и пробирались по горам и долам к Генисаретскому озеру. После развалин, носящих имя «Колодца Иосифа» (в котором завистливые братья спрятали прекрасного отрока, перед продажей его египетским купцам, целые покатости и расселины гор были покрыты ноздреватыми, как губки, каменьями (буро-красного и серого цвета), которые походили на разлитую шоколадную пену».
Как-то далековато от Шхема-Сихема… А тем не менее именно тут, на стыке Нижней и Верхней Галилеи, гораздо ниже Цфата и гораздо выше Кинерета, на западной стороне одинокого скалистого холма на высоте 246 м над уровнем моря (отметка 2006.2583), недалеко от перекрестка современных дорог № 90 и № 85 и прямехынько на перекрестке древних дорог Виа-Марис («морского пути»), соединявших Египет, Сирию и Месопотамию, на территории современного израильского кибуца Амияд можно обнаружить вот такую мраморную вывеску:



Во имя Аллаха
Яма Иосифа
Мир праху его
1318 год от Хиджры
Место это так и называется Джуб Юсуф - «яма Иосифа», и уже века с X почитается мусульманами, как то самое, про которое не только в Торе, но и в Коране (и не где-нибудь, а в 12-й суре, так и называемой - «Юсуф») упоминается:
«Они ушли с ним далеко от отца и договорились забросить его в глубину колодца. И они выполнили своё решение. Тогда Мы ниспослали Йусуфу спокойствие и доверие к Аллаху и внушили ему, что придёт время, и он сообщит братьям про то, что они натворили, когда они уже забудут думать о своём деянии: Это будет, когда ты скажешь им, что ты их брат Йусуф, против которого они устроили заговор и думали, что избавились от него» (12:15).
Между прочим, эта сура послужила источником вдохновения для арабского депутата израильского кнесcета Ахмеда Тиби, решившего поупражняться в комментировании недельной главы и заявившего следующее:
«Образ Йосефа чрезвычайно почитаем не только у евреев, но и у мусульман (в исламе он считается девятым пророком). Сура "Юсуф" в Коране повествует о Йосефе и его братьях. История очень похожа на библейскую, но с некоторыми отличиями. И есть те, кто почувствуют, что образ Йосефа содержит потенциал для межрелигиозного спора о том, кому принадлежит Йосеф - евреям или мусульманам?»
Итак, с X века галилейская «яма Иосифа» упоминается как святое место, как ориентир для караванов и как источник воды для них же. В XIII в. здесь возникает поселение, просуществовавшее вплоть до XVII в., а с конца XVI века Джиб Юсуф уже известен как небольшой хан (караван-сарай).
Собственно, сам «джуб» находится в некотором на отдалении от хана, на вершине вышеупомянутого холма и представляет собой штольню диаметром 1 метр и глубиной 4 м., над которой установлен купол на четырех опорах.








В 1900 году некий филантроп, по-видимому индийского происхождения, установил вышеупомянутую мраморную доску. Первая строка - «Во имя Аллаха» - написана на урду.



И до сих пор не совсем ясно, как возникла традиция отождествления галилейского Джуб Юсеф с библейским Дотаном. Мусульманские комментаторы суры «Юсеф» не были единогласны во мнениях по поводу месторасположения ямы. Некоторые считали, что яма должна непременно находиться в Иерусалиме, другие же уверяли, что это было в Сирии…
Первым, кто упомянул о расположении ямы в Галилее, был Абу-Исхак аль-Истахари аль-Фарси, географ середины X века, автор «Книги климатов», и сия точка зрения стала наиболее распространенной. Абу-л-Фарадж Кудама из Багдада указывает местонахождение «джуба» между Кфар Лейла (где это, не понятно…) и Тверией. Знаменитый Мухаммад ибн Ахмад Шамс аль-Дина аль-Мукаддаси, автор труда «Лучшее Разделение Знаний о Регионах», в 985г. представляет «яму Иосифа» как ориентир для караванов и точку отсчета расстояний.
Почему же именно это место было назначено «джибом»? Однозначного ответа нет, но, скорее всего, по трем причинам: 1) история про Юсуфа в яме была любима в мусульманском мире и удобна (по разным географически-нравственным соображениям) для пересказов во время странствий, 2) в 12-ой суре нет конкретных географических названий, но есть указание на близость «джиба» к караванным путям, 3) в окрестностях Джиб Юсуф находится множество карстовых провалов, которые запросто можно позиционировать как «ту самую яму».
В XII веке крестоносцы охотно приняли мусульманскую версию и, поскольку Библию более или менее читали, то окрестили всю местность вокруг Джиб Юсуф Дотаном…
А вот как описывает место в 1225 г. Йакут аль-Хамави, автор «Словаря стран»:
«Джуб Юсуф, отверстие, в которое братья бросили его, и которое Аллах упоминает в своей драгоценной Книге, находится в Урдане, между Баниасом и Тверией, в 12 милях от Тверии на пути в Дамаск. Так сказал Истахари, а другие говорят, что Иакуб жил в Сихеме в Палестине, и яма, в которую Иосиф был брошен - она между Кфар Макфария, это также Санджиль, и между Шхемом ...»
В 1440 г. мамлюкский султан Якмак аз-Захир выстроил «цепочку» караван-сараев в северной части дороги, ведущей из Египта в Дамаск. Джуб Юсуф почитался как святое место между двумя ханом под названием «Мост дочерей Якуба» и ханом Аль-Миниах в Табхе.
Из европейцев (не считая крестоносцев) первым, кто упомянул Джуб Юсуф, был бельгийский путешественник Ансельм Адорно, посетивший это место в 1470 г. вместе со своим сыном Яном и описавший его как «красивую гостиницу, построенную не так уж и давно, в двух шагах от города». Под «городом», очевидно, имеется в виду Цфат, начало расцвета которого приходится именно на конец XV века.
Первый же подробный отчет о Джуб Юсуф и хане при нем принадлежит перу итальянского путешественника дона Аквиланте Рочетта, побывавшего тут в 1599 г. Это он:



Далее следует вольный пересказ из книги «Peregrinatione di Terra Santa e d'altre provincie».
В центре четырехугольного двора - бассейн с водой. Место почитается и восточными христианами, верящими в то, что это и есть «колодец Иосифа». Над самой ямой - купол на мраморных столбах. К востоку от нее - развалины под названием «Дом отца нашего Иакова».
В марте 1799 Джуб Юсуф был упомянут в связи с появлением на Святой земле Наполеона. Во время осады Акко, Наполеон узнал, что турецкие войска пересекали Иордан, а точнее, Мост Дочерей Якова на пути из Дамаска в Цфат, и послал сюда армию под командованием генерала Иохима Мюрата. Первое сражение произошло возле Цфата 31 марта, второе - 2 апреля у Моста Дочерей Якова. Генерал Мюрат отнесся к делу обстоятельно и в состав армии включил «географический инженерный корпус» во главе с Пьером Жакотеном, в задачи которого входило составление карт местности. На карте Жакотена Джуб Юсуф - Puits de Joseph - отмечен как перепутье. Однако про хан - молчок, несмотря на то, что в это время он существовал, и другие ханы региона (аль-Маниах и «Мост Дочерей Якова») на карте отмечены.
Ну, а теперь слово предоставим бесподобному исследователю Востока начала XIX в. Иоганну Людвигу Буркхардту, известному также как Ибрагим ибн Абдалла. Вот он, легендарный первооткрыватель Петры для европейцев:



Вот его записи 1812 года:
«В связи с отсутствием хана для путешественников в Цфате, а также рекомендательных писем к любым лицом в этом городе, я был вынужден переночевать в общественной кофейне. Мы покинули город рано утром, и спустились по склону горы в сторону озера. Земля здесь по большей части невозделанная и без деревьев. Через два с четвертью часа показался хана Джуб Юсуф, то есть «Колодец Иосифа», расположенный в узкой равнине. В последнее время хан быстро приходит в упадок. Возле него - большой бассейн. Колодец, в который Иосифа бросили его братья, находится в небольшом дворе рядом с ханом, он примерно три фута в диаметре, и по крайней мере тридцать футов глубиной. Мне сказали, что дно высечено в скале; стенки колодца, насколько я смог заглянуть, тоже были каменной кладки. Вода никогда не высыхает в нем, и поэтому сомнительно, что это тот самый колодец, в который был брошен Иосиф. Вся гора в районе покрыта большими обломками черного камня, но основная часть - известковые породы. Народное предание гласит, что когда Яков искал своего сына, то его слезы падали на землю, и белые камни становились черными. Колодец Иосифа почитается и турками, и христианами. Первые имеют небольшую часовню, принадлежащую только им, и когда проходит здесь караван, в честь Юсуфа читается несколько молитв. Хан находится на большой дороге из Акко в Дамаск. Здесь живет с десяток магрибских солдат со своими семьями, и они занимаются обработкой полей рядом с ханом».
Может показаться, что Буркхардт ошибается относительно глубины колодца, но не будем забывать про мощное землетрясение 1837 г., после которого хан вообще на себя перестал быть похож… Еще одна интересная деталь: Буркхардт пишет не про традиционную «виа марис», а про дорогу из Акко в Дамаск. Это связано с правлением в Галилее и Дамаске Сулеймана-паши, преемника аль-Джаззара, успешно защитившего Акко от армии Наполеона. Вышеупомянутые солдаты из Магриба - это наемники из Северной Африки, приведенные в наш регион Джаззаром и Сулейманом с целью защиты их власти.
В1875 году PEF (британский Фонд исследования Палестины) опубликовал результаты обследования хана:
«... Он был построен на дороге в Дамаск в то же время, как и хан аль-Миниах, хан аль-Туджар и другие. До сих пор он в очень хорошем состоянии и служит местом для отдыха проезжающих купцов. Длинные помещения, расположенные по периметру, используются для содержания скота. Есть также скромные помещения для отдыха и молитвы».
Утверждение исследователей, что хан был в «хорошем состоянии» - весьма спорно, особенно с учетом, что все западное крыло хана в это время уже лежало в руинах…
Замечательное изображение хана преподнес всем любителям родного края барон Тейлор в 1839 г.:



А вот так хан выглядит сегодня:



Надо сказать, что исследователи склонны считать, будто Тайлор рисовал хан раньше, то есть еще до землетрясения 1837 г.
В наше время хан был подробно исследован Габриелем Каханером. Издательство «Ариэль» даже вот такую брошюру выпустило в 1995 г.:



Вот схема помещений этого хана, выполненная Каханером:



Хан расположен в 80 метрах к западу от самого «джуба» и представляет собой прямоугольное строение (34 х 47 м) с внутренним двором (16 х 22 м). Это один из самых маленьких ханов в стране. Стены здания сложены, в основном, из чередующихся слоев известняка и базальта - незамысловатый, но классический аблак! Вот вам и слезы Якова.



Стены толстые, от 1,5 до 2,8 метров. Кое-где в них есть щелевидные отверстия для освещения и вентиляции. Здание состоит из одного этажа, за исключением построек северного крыла, где на втором этаже расположена сторожевая башня и четыре комнаты. Ворота также на северной стороне, а 17-метровый проход ведет от ворот во двор. На южной стороне находится молельный зал с михрабом (нишей, показывающей направление на Мекку).



В северо-западном углу хана - цистерна-водосборник (8 х 8 м), когда-то окруженная стеной.



Интересно, что комната под северной башней оборудована печкой-камином, и ее дымоход используется и в комнате на втором этаже.
В общем, налицо перед нами вкусное, жирное и еще незамусоленное местечко.
Только увольте меня от перечисления использованных источников. Это не научная работа, а я не перфекционист (см. последнюю фотографию).






















Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up