m_k

Пятница № 204. Оги, мои Оги!.. Часть номер раз.

Dec 12, 2009 11:26

Да, не прошло 5 лет, как мы снова ломанулись в ущелье Мукалик, оно же 0г. Отчет о первом семинарском путешествии к монастырю преп. Феоктиста (с восстановленными фотками) тут - http://m-k.livejournal.com/132624.html
В этот же раз я намерен позанудствовать более серьезным образом. Потому что и отнеслись мы к прогулочке вчерашнее соответственно. Я не говорю о том, что все мероприятее заняло всего лишь 15 часов и не хвастаюсь, как мы сделали круг почета по ночной Иудейской пустыне (предоставим место для впечатлений в комментах). Я хочу, прежде всего, поблагодарить чуткую организацию Q-TERRA в лице суперинструктора Стаса Маневича, креативно разрулившего все снеплинговые проблеммы похода. Во-вторых, трудно найти слова восхищения всей подобравшейся компашкой об одиннадцати головах, заслушившей самого подробного рассказа о героях прогулки. Начнем с карты маршрута (красным пунктиром - наши передвижения):



Увы, излишняя болтовня никак не укладывалась в этот и так насыщенный день. Значит, продолжим тут. Не буду повторять то, о чем сказано в вышеуказанном отчете, а сразу перейдем к личности Ога Башанского (Васанского) в преломлении арабского уснатвора (устного народного творчества). Цитирую собирателя сказаний и легенд Дж.Ханауэра:
"Ог был таким высоким, что вода доходила ему лишь до щиколоток. Он несколько раз пытался перевернуть ковчег и утопить Ноя и его соратников, но все тщетно. Дело в том, что сверху судно было обмазано дегтем, что делало его очень скользким, поэтому, когда злодей пытался его ухватить, ковчег выскальзывал у него из рук и вновь оказывался на поверхности воды, целый и невредимый. Ог садился на корточки, когда хотел есть, загребал рукой воду и процеживал ее сквозь пальцы, после чего на его ладони оставалась добрая дюжина рыбин. Поджаривал он свою добычу на солнце. Если же великана мучила жажда, ему ничего больше не оставалось, как соединить ладони и ловить в них дождь, благо тот лился с небес как из ведра.
Ог пережил Потоп на несколько веков и застал время Мусы. Как-то раз, стоя на Джабаль-аш-Шейх (гора Хермон), он хотел переступить через Аль-Бекаа , но, не рассчитав дистанции, ступил не на Ливанские горы, как собирался, а далеко за них - в большое море (Средиземное).
В другой раз он, страдая от жары, растянулся на земле, так что его голова находилась в Баниасе, где берет свое начало река Иордан, а ноги у самого озера Мером .
Пока он так лежал, к его лицу подошли погонщики мулов, державшие путь из Баниаса на юг. Ог сказал им, когда они приблизились: «Я слишком плохо себя чувствую, чтобы пошевелиться. Ради любви к Аллаху, когда дойдете до моих ступней, отгоните комаров, которые меня кусают, и накройте их моей абаей» .
Путники пообещали выполнить его просьбу, но, когда достигли его ступней, нашли там не комаров, а стадо шакалов.
Наконец, Ог умер от руки Мусы. Было это так (далее следует сказание, записанное со слов некоего сефарда).
Великан поднял с земли огромную глыбу, чтобы по¬губить израильтян, идущих через пустыню. Она была такая большая, что могла бы полностью уничтожить лагерь израильтян, раскинувшийся на целую квадратную лигу (1 лига = 4,83 км).
Ог примостил эту махину у себя на голове и понес, собираясь сбросить ее на несчастных. Но Аллах послал птичку, чтобы та выклевала отверстие в камне. Дыра оказалась такой большой, что камень наделся великану на голову, упав на плечи. Теперь Ог не мог ни снять свой каменный воротник, ни видеть, куда идет. И тут Муса, чей рост и длина волшебного посоха равнялись 10 драа (1 драа = 67,5 см), подпрыгнул на 10 драа и ударил великана по лодыжке, да так сильно, что тот упал и умер. Камни рассыпались по его телу и образовали горы".
А теперь послушаем, как рассказывает историю Ога Башанского иерусалимский писатель Вита Иоффе в своем мистическом триллере "День Ангела":
"...Существа же, «имеющие дыхание жизни в ноздрях своих» не на суше - рыбы, морские животные, и гады, и планктон, - истреблены не были. И вместе с ними спасся Великий Ог, ставший впоследствии царем земли Башан, или Васан, как принято произносить на языке, на котором мы с тобой сейчас разговариваем. Он прародитель всех рефаимов, живущих на земле после потопа, от него берет начало наш род.
- Почему же о нем ничего не сказано в Библии?
- Ты плохо знаешь эту великую книгу. Много раз в Библии упоминается Ог, царь земли Башан. Евреи знали, что после потопа остался на земле еще один человек, кроме восьмерых, спасшихся в ковчеге. Этот факт неоднократно упоминается в еврейских комментариях к Священному тексту. Народ, столкнувшийся на заре своей жизни со множеством чудес, историю спасения Ога рассказывает так: был Ог великаном из великанов, и стоял он на высокой горе, когда прибывала вода. И не покры¬ла вода голову Ога, и он мог дышать. Так простоял он сорок дней, и еще сто десять дней, ибо сказано: «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Но евреи противоречат сами себе.
В описании потопа сказано: «На пятнадцать локтей поднялась над ними (имеются в виду самые высокие точки суши) вода, и покрылись горы». Локоть равен приблизительно пятидесяти сантиметрам, следовательно, вода поднялась на семь с полови¬ной метров над вершиной самой высокой горы. В таком случае высота Ога должна превышать семь с половиной метров. В другом месте говорится иное: «Ибо только Ог, царь Васанский, оставался из рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя...» Значит, кровать Ога была в длину четыре с половиной метра, и рост его, следовательно, равнялся приблизительно четырем метрам. Значит, остаться в живых после потопа, стоя на горе таким образом, чтобы голова возвышалась над водами, он не мог, даже если предположить, что его гигантские возможности позволяли ему простоять на одном месте пять месяцев. Другие комментаторы предполагают, что он спрятался в ковчеге. Длина ковчега была равна тремстам локтям, то есть ста пятидесяти метрам; ширина пятьдесят локтей, то есть двадцать пять метров; высота тридцать локтей, то есть пятнадцать метров. Мог ли гигант высотой четыре метра остаться незамеченным в помещении такого размера, где кроме него находятся еще восемь человек, которые к тому же все время носятся по ковчегу, занятые заботами о находящихся там тварях?
- Но ведь представителей всех видов земных тварей, число которых нужно удвоить - как известно, их было взято по паре, - тоже невозможно разместить в помещении сто пятьдесят на двадцать пять на пятнадцать, - возразил Аверьянов. - Возможно, речь идет о выходе в иное измерение.
- Даже если это так, Ог не мог спастись в ковчеге. Чтобы избавить землю от великого племени, Бог затеял потоп, и войти в ковчег мог лишь тот, кто соответствует новому Божескому плану.
- Как же он спасся?
- Великий Ог построил конструкцию, которую можно сравнить с подводной лодкой. На скелет кита он натянул про¬зрачный пузырь огромной рыбы. Сейчас уже нет таких китов и рыб такого размера, они вымерли несколько тысячелетий назад. Ог изобрел и построил систему, позволяющую этой конструкции менять глубину погружения, подниматься на поверхность вод и опускаться на дно. Использовав клейкое вещество, добытое им из позвонков рыбы, он сделал свою конструкцию непроницаемой для воды. Почти все помещение занимали растения и водоросли в специальных резервуарах с водой. Как известно, растения способны к фотосинтезу, они сами создают питательные вещества, используя энергию света. На первой стадии фотосинтеза растения расщепляют воду на водород и кислород. Кислород выделяется как ненужный побочный продукт. Этот побочный продукт использовал Ог для дыхания, некоторые виды водорослей служили ему пищей. Ной строил ковчег под диктовку Бога; Ог творил и в творчестве был подобен Богу. Евреи когда-то знали, как спасся Великий Ог и вышел живым из вод потопа. Но они забыли. Осталась одна фраза из их Священной Книги. Иов, доказывая своему оппоненту величие и мощь Бога, говорит: «Рефаимы трепещут под водами и живущие в них». Иов в данном случае говорит о потопе, о Великом Оге, но евреи забыли. Склонные к сочинению сказок, они придумали нелепое объяснение этим простым словам. В их трактовке рефаимы находятся в подводном заточении за свои грехи, и трепет их - причина землетрясений.
...Наш праотец Великий Ог жил шестьсот лет и погиб в битве с евреями во время их сорокалетнего странствия по пустыне. К тому времени Ог был царем земли Башан, и было у него много укрепленных городов и большое войско. Евреи пересказывают друг другу сказку о его гибели. Великан Ог поднял на плечи гору, чтобы швырнуть ее в войско Израиле во и похоронить евреев заживо. Моисей, любимец Бога и предводитель евреев, держал в руках копье длиной пять метров, и этим копьем, подняв его вертикально вверх, он уколол Ога в щиколотку. То есть щиколотка Ога теперь находится на высоте приблизительно семи метров над землей.
...От укола в щиколотку Ог упал, рассказывают они, и гора, которую он держал в руках, накрыла его. Но в Книге евреи не позволяют своему больному воображению гулять подобно ветру в поле. В Книге написано так: «И обратились мы оттуда, и шли к Васану; и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи». «И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его так, что никого не осталось у него в живых. И взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского».
Может быть, самое интересное в этой истории - это то, что вчера, когда мы, наконец, вылезли из этого ущелья и дотопали до шоссе №1 (вышли ровнехынько к отмете "уровень моря"), нас подвозила до брошенных в Мицпе-Йерихо машин именно Вита Иоффе, чудесный автор фантазии про рефаимов.
Здесь уместно будет показать фотографии. Ну, а продолжение, в коем поговорим про монастырь Феоктиста - следует.












































































































































Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up