Где мы были, мы не скажем, а что видели - покажем (с). Вот массивный кусок из статьи, чьи авторы И.Маген, Й.Ционит и О.Сиркис («Кедмонийот» №117, 1999 г.).
Да простят мне авторы, кое-где привнесу «отсебятный оживляж».
……………
Руины Бад-Иса (отметка 1148/1541) находятся в центре
современного поселка Кирьят-Сефер (Модиин Илит), на вершине холма (301 м над у.м.). Исследования достопримечательности проводились (примерно в 1996 г.) под эгидой Управления Древностей в рамках изучения районов Эфраима и Биньямина. Причинами для проведения раскопок Бад-Иса послужило начало строительства жилых массивов в Кирьят-Сефер и археологические грабежи, принявшие устрашающий размах.
Древний городок, находившийся в этом месте, был основан как сельскохозяйственное поселение в период правления Птолемеев (III в. до н.э.) и просуществовал вплоть до разрушения Второго Храма (70 г.). Перед восстанием Бар-Кохвы (132 г.) поселение было восстановлено, но после подавления восстания (135 г.) вновь пришло в запустение вплоть до III в.
Описание достопримечательности (см. схему).
Территорию руин можно разбить на три основных участка:
I. Центральный - вершина холма;
II. Северный комплекс (сооружения 1-6, включая синагогу);
III. Южный комплекс (сооружения 7-8).
I. Вершина холма
Поселение было основано на вершине холма, где находилась естественная пещера. Здесь в эллинистический период была обустроена сельскохозяйственная ферма. В пещере обнаружены также следы раннего арабского и более поздних периодов. На участке находится несколько сельскохозяйственных сооружений (давилки-поилки) и водосборников. Обнаружены и остатки стен - возможно, тут была и жилые постройки. Раскопки на этом участке не были проведены в полном объеме, и здесь есть еще множество неисследованных «дырок».
II. Северный комплекс
Эта, наиболее важная часть поселения, включает в себя 6 сооружений - жилые помещения, склады, маслодавильню и синагогу. Главный вход в поселение находился с северной стороны и представлял собой переулок длиной 21 м и шириной 2.3 м. Переулок выводил к двум большим улицам, одна из которых, западная, длиной 14 м и шириной 6.5 м выводит к жилым зданиям 2, 4 и 5, а вторая, восточная, ведет к сооружению 1 и синагоге (6).
В строениях северного комплекса обращает на себя внимание особая искусность проектировки и мастерство обработки каменных блоков. Здания разделены между собой прямыми переулками. Неотесанные камни, из которых построены стены, подогнаны между собой с особой точностью. В некоторых строениях использованы арочные конструкции и обтесанные блоки (особенно в здании синагоги). Притолоки и косяки жилых зданий и складов также сделаны из обтесанных каменных блоков. Такое чередование необработанных камней в стенах и обтесанных камней в дверных проемах является характерным для строительства периода Второго Храма.
Сооружение 1. Находится в северо-восточной части руин. Длина - 28 м, ширина - 24 м. Состоит из трех отделов и более поздней северной пристройки. Входом в здание является коридор (9 х 2.4 м) между двумя отделами. Скорее всего, это разделенное на части здание было задумано для многофункционального использования. Существование двух раздельных входов намекает на то, что здесь было два отдельных здания.
Отдел А - восточный. Длина 20 м, ширина 13 м. Тут - двор, мощеный каменными плитами, в центре которого находится водосборник-цистерна, и два помещения с северной стороны с двумя миквами. Одна из них целиком вырублена в скале, а другая - частично, и в качестве крыши у нее мощные каменные плиты. Стенки со следами штукатурки. Залезть туда - удовольствие (см. фото).
Отдел В - западный (по размерам такой же, как и А). Два входа, с юга и востока, приводят вас в центральный дворик. Посреди - мочало каменная фиговина со ступенями. Вместительные помещения отдела В идентифицируются как складские.
Отдел С находится в самом центре сооружения 1.Сие помещеньеце (8.5 х 6.5 м) - маслодавильня. Пол - корневая скала. В восточной части давильни - два опорных столба от сооружения для дожима масла. Интересно, есть ли в русском языке термин для этой системы каменных высоких опор с продольными прорезями, деревянных рычагов и мощных грузов? На иврите, например, такая штуковина с прорезью для рычагов называется «девственница» (בתולה). Между опорами - маслосборник, высеченный в скале. На западной стороне, напротив «девственниц» - отверстие в стене для крепления балок. На полу - траншея для отжима (длина 2.5 м), где стояли каменные грузы. В центре - классический круглый «станок-таз», по которому катается жернов (обломок оного валяется тут же). Рядом с давильней, с юго-восточной стороны, находится отштукатуренная цистерна, куда собиралось масло для фильтрации. Впритык к этой гефсимании находится миква для работников маслодавильни - их без ритуального омовения и очищения к работе над производством масла не допускали. То же самое касалось и тех, кто занимался виноделием, - таковы были религиозные предписания в период Второго Храма как для иудеев, так и для самаритян.
Отдел D - северный (19 х 4.5 м). В основании опор тут найдены каменные грузы и маслодавильни. Сие вторичное использование артефактов дает основание говорить о более поздней постройке отдела D - в III-IVвв.
Сооружение 2. Это центральный жилой дом (22.5 х 13 м) всего комплекса. Внутри строения - дворик, что является типичным для застройки римского периода. Вход (с северной стороны) представлен порогом и двумя косяками из отесанных камней. С правой стороны от входа - миква, вырубленная в скале. Стенки ее отштукатурены и перекрыты бочкообразным куполом. Внутрь ведут узкие ступени. По соседству имеется здоровенный водосборник. Двор строения 2 внушителен по размерам - 11 х 4 м. С восточной и западной сторон двора - по три комнаты, а с южной - еще четыре.
Сооружение 3. Сие складское помещение (15 х15 м) находится с запада от сооружения 2. Вход (с юга) представляет собой длинный коридор. Особенностью строения являются большие комнаты с арочными перекрытиями. Водосборника нет. Возможно тут был хлев, возможно - склад, но обнаружили здесь - клад! Да, при раскопках посередь центральной комнаты в естественной скальной расщелине нашли 48 бронзовых монет.
Сооружения 4 и 5. От них, находящихся к северу от сооружений 2 и 3, сохранились лишь отдельные части. В центральном помещении сооружения 4 располагается маленькая отштукатуренная миква. В центральной комнате сооружения 5 был обнаружен клад, зарытый в землю, - 147 золотых и серебряных монет.
Сооружение 6 - общественное здание, сиречь синагога.
Расположена с северной стороны от центрального входа в городок. По всем параметрам - и по строительному материалу, и по планировке, и по размерам - это здание отличается от всех тут прочих. Построена была в то же время, что и северный комплекс. То, что здание отдалено от других построек, давало, видимо, возможность созерцания фасада издали. В плане строение - квадратное (9.6 х 9.6). Фасад, обращенный на север, сложен из обработанных каменных блоков с такой известной обтеской лицевой стороны, когда по периметру оставляются поля более низкие, чем центральная часть камня. Что можно сказать? Типичная кладка иродианского периода. Остальные стены сложены из обработанных, но неотесанных камней. Главный вход находился с северной стороны. Ширина дверного проема 1.4 м, по краям его - резные опоры. Косяки были сделаны из мощных блоков, держащих притолоку, украшенную рельефным орнаментом: розетта внутри треугольника. На косяках и притолоке - специальные прорези для крепления дверной рамы.
Пол синагоги был вымощен здоровенными каменными плитами (до 2 м длиной). Материал - мягкий известняк, очень подходящий для мощения.
По периметру, с трех сторон, - возвышение с одной ступенькой, облицованное такими же плитами, как и на полу. Это - скамья для почтенной публики. Длина ее с восточной и западной сторон - 8.5 м, а ширина - 4.2 м. Южная скамья - 4.5 х 2.4 м.
В центре помещения - 4 колонны, установленные без баз (пол вымощен вокруг колонн, что дает дополнительное укрепление). Во время раскопок были обнаружены и капители этих колон - дорические. Колонны поддерживали арочные перекрытия. В углах здания они поддерживались четырьмя каменными опорами (см. схему реставрации). Найдены капители и от этих опор. На араках располагалось покрытие из деревянных балок.
Стены и колонны в синагоге были отштукатурены. Во время раскопок был найден небольшой кусок штукатурки красного цвета толщиной 1.5 см. Такие фрески опять таки типичны для иродианского строительства (подобные найдены, например, в Иерусалиме, Иродионе, Иерихоне и на Массаде).
В западной стене имеется узкий проход, ведущий в отштукатуренную каморку (3 х 1.2 м). Исследователи полагают, что тут хранились аксессуары для культовых обрядов. С юга к синагоге примыкает квадратное помещение из необработанных камней. Возможно, это склад или сторожевая башня.
Сведения о синагогах в период Второго Храма содержатся в таких, например, документах как Талмуд, Новый Завет, сочинения Флавия и Филона Александрийского. Инскрипция Теодотуса бен-Ветинуса, найденная между Офелем и городом Давида сообщает о строительстве иерусалимской синагоги в период Второго Храма («…Построил эту синагогу для чтения Торы и изучения заповедей»). В Иерусалимском Талмуде (Мегила, 3:73:74) рассказывается: «…480 синагог было в Иерусалиме и в каждой из них - «дом книги» и «дом учения». «Дом книги» - для Торы и «дом учения» - для Мишны. И все их разрушил Веспасиан».
Ясен пень, что функции синагоги в тот период несколько отличались от современных, и, кроме того, синагога никак не была учреждением культовым, никак не являлась филиалом Храма, но представляла собой прежде всего учреждение административно-просветительское.
Между прочим, во многих раскопанных за последнее время еврейских поселениях периода Второго Храма обнаружены такие вот шуллен-синагоги. Иродион, Хурват Мидрас, Массада, Кумарн (да, считается, что и там). И эта.
………………..
…На сем мне уже совсем надоело возиться со статьей из «Кедмонийот», а там еще рассказывается про южный комплекс и денюжки из кладов… Ну и фиг с ними. Даешь картинки с прогулки!
Тамплиеры выходят на развалины Бад-Иса:
Тамплиеры покидают развалины Бад-Иса, что в переводе означает "маслодавильня Иисуса", хм...
Спасибо за помощь в подготовке прогулки
yozhik_у!