m_k

Пятница № 12 (166). Монастырь под качелями Шарона

Dec 16, 2008 06:18

Про развалины монастыря Дир Кал'а, до которых добрались в минувшую пиатницу рыцари семинара "Вокруг да около Храма", полтора года назад написал подробно и вкусно yozhik_. Сия замечательная статья является основным теоретическим источником нашей прогулки. К отчету Ёжика можно добавить следующее: археологи Ицхак Маген и Нафтали Айзик в 2004-2005 гг. под эгидой израильского Управления по делам древностей провели здесь дополнительные исследования. Статья Магена и Айзика опубликована в 5-м (дополнительном) томе Новой энциклопедии археологических раскопок в Израиле п/р Штерна (на англ. яз.). Честно говоря, статья достаточно скучная, но частично мы ее таки воспроизведем, ибо некоторые выводы Магена и Айзика не совпадают с мнением Хиршфельда (или, лучше сказать, дополняют), материалы которого использует Ёжик.
Итак:
"Дир Кал'а располежен в Западной Самарии на северном берегу потока Шило на высоте 370 м над уровнем моря, примыкая с юго-запада к современному еврейскому поселению Педуэль и находясь в 1.5 км восточнее арабской деревни Дир Балут. Расположение на высоком месте продиктовано возможностью контролировать пересечение нескольких местных дорог, соединяющих Южную Самарию и северную часть надела Биньямина с Прибрежной равниной.
Дир Кал'а ("монастырь-крепость") часто упоминается в литературе и описывается, как византийский монастырь, благодаря обнаруженной тут церкви и артефактам с христианской символикой. Французский ученый XIX в. В.Горин описывает хорошо укрепленный монастырь, датируя его IV-V вв. Британские исследователи конца XIX - начала XX вв., первые составившие план местности, характеризуют монастырь и крепость как сооружение позднего византийского периода. Начиная с 1968 года, распространяется мнение, что здесь находился большой помещичий дом. Три сезона раскопок, проведенных в 2004-2005 гг. Магеном и Айзиком, имели цель - определить связь между крепостью и церквью..."
Далее следует достаточно скурпулезное описание развалин, которое мы не будем приводить полностью, сосредоточив внимание на общих фактах:
"Комплекс занимает площадь 55 х 38 м. Особо выделяются массивная сторожевая башня и стена, сложенная из обработанных камней с вытесанными "полями". Каменные блоки добывались в большом карьере на востоке от монастыря. Территория комплекса включает внутренний двор с мозаичными полами, церковь и жилые помещения.



1. Сторожевая башня
2. Южные помещения
3. Внутренний двор
4. Водные резервуары
5. Церковь
6. Пещера
7. Винодавильня
8. Захоронения
9. Южный вход

К востоку и северу с внешней стороны стены - несколько больших водосборников, вода из которых отводилась через каналы и шлюзы на поля. Еще один резервуар был построен в юго-западной части территории. Крепость возведена рядом с каменоломнями, позже преобразованными в бассейны.
Большая карстовая пещера под монастырем использовалась изначально как водосборник-колодец, а позже в качестве келий для монахов...
Раскопки обнаружили две важных фазы заселения данной территории:
а) Римский период IV-V вв., представленный сторожевой башней, крепостью и каменоломнями;
б) Византийский и ранне-исламский периоды (церковь, перепланировка помещений и внутреннего двора, преобразование карьеров в водосборники)...
Выводы: расположение комплекса и его внушительный вид дают возможность предположить, что сия конструкция была финансирована и построена местным помещиком. Феодальный контроль над территорией продолжался и в византийский период, однако военный гарнизон был заменен группой монахов. Контроль продолжался до начала восьмого столетия, вплоть до ранне-исламского периода. Арабское завоевание и укрепление мусульманской веры на Земле Израиля привели к окончательному отказу монахов от участка.
Ну, а теперь прогуляемся! От качелей, на которых, якобы, сам вечноживой Арик Ш. любил качаться, - вниз, к Крепостному Монастырю!








































































Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up