Вот перешли древние еврейцы этак году в 1350 (условно) до н.э. речку Иордан. Вошли в Землю Обетованную. И что делать? Перед тем как города ханаанские завоевывать? Правильно, заняться культовыми обрядами. На радостях. Ибо ведь было же сказано в самом начале "Исхода": "А затем пришли Моше и Аарон к Паро и сказали: так сказал Господь, Бог Исраэйлев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне" (5:1).
Для обозначения понятия "чтобы они праздновали" использовано слово "вэ-йахогу" (от глагола "хагаг" - "праздновать", 3 лицо, пр. вр.). Сам же "хагаг" восходит к более простому глаголу "хаг" - "кружиться, описывать круг". То есть, водить культовые хороводы. И вот народ, спустя 40 лет, вовсю исполняет завет. Хоровод, впрочем, включает в себя некие предварительные элементы. Прежде всего рассмотрим специфику перехода речки.
"...Лишь только несущие ковчег дошли до Ярдэйна и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды, - Ярдэйн же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы, - Остановились воды, текущие сверху, встали одной стеной очень далеко от города Адама, который подле Царетана (возможно, это гора Сартаба); а текущие к Ям Аарава, в Ям Аммэлах (то есть, к Мертвому морю), совершенно пресеклись, и народ переходил против Йерихо. И стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше среди Ярдэйна прочно. И весь Исраэйль переходил по суше, доколе весь народ не закончил переходить Ярдэйн" (Йеошуа, 3:25-17). То есть, мы можем смело предположить, что народ переходил реку в участке шириной не менее 40 км (от Адама до Мертвого моря), то есть шеренгой, а не колонной, как на картинке Доре:
О чем это нам говорит? Да о том, что культовое место для такого количества переправившегося народа могло быть не одно, а несколько, неподалеку друг от друга. Стоп, а есть ли название для такого места? Есть!
"И народ вышел из Ярдэйна в десятый день первого месяца, и расположился станом в Гилгале, у восточного края Йерихо" (Йеошуа, 4:19). "Гильгаль" - это от глагола "гильгель" - "вертеть, катить, свернуть". То есть, опять кружить и хороводы водить? Именно так. И в этом самом Гильгале (или в Гильгалях, чтобы всем хватило) сыны Израилевы делают пару важнейших культовых дел. Во-первых, устанавливают 12 памятных камней со дна речки иорданку, дабы не забывать о чудесном переходе. Во-вторых, устраивают поголовное (пардон, в прямом смысле этого слова) обрезание. И только спустя три дня выступают против Йерихона и торжественно, с дудением в бараньи трумпетки, обходят его по периметру семь раз в течение семи дней. Вот вам и хоровод. И каждый раз возвращаются в Гильгаль. Стан в Гильгале сохраняется еще долгие годы. И, скорее всего, служит в качестве места проведения торжественных симпатических церемоний. Хороводных шествий вокруг Скинии (или ее модели), символического Йерихона и помоста для массовых обрезаний.
И вот в 90-е годы XX века археологи обнаруживают на западном берегу Иордана, у самого подножия гор, множество следов еврейских поселений периода освоения Эрец-Исраэль, и средь них четыре странных участка, не содержащих элементов жилых или производственных помещений. Все они имеют одинаковую форму инфузорий-туфелек, за что и были прозваны "сандалиями". Каждый "сандаль" ограничен двумя рядами необработанных комней. Некоторые имеют мощение и ворота. К самому интересному "тапочку" в районе поселка Аргоман тамплиеры и наведались в минувшую пиатницу.
Тут и мощение, и ворота, и четырех угольный двор посередине, размерами своими совпадающий со двором Скинии, и круглый культовый помост. А самое интересное - это, наверное, склон горы с естественными каменными сидениями. Самый настоящий прототеатр! С галерки ваще, наверное, потрясно было любоваться представлением: и хороводом с трублением, и обрезанием кремниевыми ножами (кременя тут навалом) и жонглирование памятными камнями :))
Вот как выглядит "сандалик" сверху:
И изнутри:
А возрадовались на берегах потока Пецаэль, с южной стороны от массива Сартабы. Тут тоже обнаружены следы раннеизраильских лагерей. Впрочем, развалины мельницы, фигурирующей на картинках, гораздо моложе.