Возвращаюсь в строй. Семинару "Вокруг да около Храма" продлена жизнь еще на год. На этом
с объяснениями заканчиваю, и - вперед на прогулки с тамплиерами!
Открытие сезона прогулок в новом учебном году (почти совпадающим с новым еврейским) мы обычно связывали с традиционным нашествием на дикие виноградники родной Иудеи. Однако уходящий год - субботний, отдохновительный для земли, со множеством непростых правил по отношению к сбору плодов, и посему тамплиеры отказались от организованной акции обдирания лозы. То есть, ободрали лозу неорганизованно во время нулевой прогулки в прошлую пиатницу...
А на первую официальную прогулку захотелось свежих цветочков в память о прошедшем Дне Знаний (и учительницах первых). Ага, ну не помешательство ли - ехать по цветуёчки в разгар изнуряющей жары в самую подмышку пустыни, да еще, по совместительству, в районе южной части Мертвого моря? С присущим нашему семинару романтическим антуражем - чтоб вожделенным цветам послужили фоном развалины какого-нибудь древнего замка. Без проблем! Вот вам ландшафт: русло потока Зоар в картографической отметке 1831.0622. Именно тут располагается одноименная живописная сторожевая крепость римско-византийского периода.
На высоте 220 метров ниже уровня моря, кстати. При этом крепость по-настоящему возвышается. Не хуже, по-моему, чем Монфор. И не менее неприступна. Особенно в период дождей, ведь скальный утес, на коем красуются остатки укреплений, сидит грандиозным островом посередь русла. Понятное дело, что в прошлом здесь проходила важная военно-торговая дорога, соединявшая Арадскую долину и берег Мертвого моря. Место для охраны пути выбрано и обустроено идеально: и сам этот утес, и три горных отвеса, окружающие его (по западному срывается вниз зимний поток Зоар), и каменные запруды, позволяющие решать не только стратегические, но и водоснабженческие проблемы. Подле сего шедевра шныряют даманы-жиряки и промышляют горные козули (© - студентка экскурсоводческих курсов). А обещанные цветы? А как же - ради них ведь в эту красоту и забрались!
Сейчас цветет одно из самых харизматичных и странных деревьев страны Израиля - Acacia Raddiana. Из семейства мимозовых. На иврите - «шита слиланит». По-русски - вот незадача, а с какого языка переводить бум? Если с латыни, то - Акация Лучистая, а если иврита, то, пожалуй, - Акация Закрученная. Или Взвинченная. Почему именно так - чуть ниже.
Попробую рассказать про заявленную харизматичность и странность акации, используя статью из книги Нили Лифшиц и Гидеона Бигера «Деревья страны Израиля» («Ариэль» № 124-125, Иерусалим, 1998).
Это - одно из немногочисленных дикорастущих деревьев израильского юга. Любит жару, предпочитает расти в руслах потоков или на участках с наносной почвой (в пустыне Негев растет и на лёссовых почвах). Самый северный экземпляр этой акации произрастает неподалеку от Иерихона. Некоторые деревья сбрасывают листья в начале лета, некоторые оставляют. Некоторые умудряются цвести два раза в год, весной и осенью. Особенность ствола заключается в том, что на нем не образуются годовые кольца. То есть, определить возраст дерева весьма трудно.
Исследователи полагают, что «шита слиланит» - это то самое «ситтимовое» (так в синодальном переводе; от «шитим», множественного числа слова «шита») дерево, из которого, согласно библейской книге Исход, были изготовлены во время исхода евреев из Египта следующие культовые принадлежности для Скинии, переносного Храма:
- Ковчег Завета (Исх. 25:10),
- шесты для переноса Ковчега (Исх. 25:13),
- Стол для хлебов (Исх. 25:23),
- шесты для переноса Стола (Исх. 25:28),
- балки для Скинии (Исх. 26:15),
- соединения балок для Скинии (Исх. 26:26),
- Жертвенник (Исх. 27:1),
- шесты для переноса Жертвенника (Исх. 27:6),
Акация упоминается также в пророчестве Исайи (41:19): «Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе».
В книге «Числа» («В пустыне») упоминается несколько топонимов Шитим. Понятно, что населенный пункт назывался так по причине распространения в этой местности данного растения.
С взвинченной (скрюченной, закрученной, кручёной, верчёной) акацией связаны и различные предания, нашедшие отражение в Талмуде. Например, мудрецы устраивали дискуссии по поводу того, откуда взялись в пустыне акации, которые евреи во время исхода использовали для строительства Скинии. По одному из преданий, их насадил там сам праотец Яков, когда со всем семейством отправился в Египет к Иосифу. По другой легенде, наоборот, сыны Израиля, тащили древесину с собой из Египта. Рабби Леви утверждал, что Яков перевез акацию из Цветной Башни (место в Иорданской долине). Якобы именно здесь произрастали освященные деревья: «Деревья акации росли в Цветной Башне. Спросили рабби Ханину, можно ли из них что-то делать? Сказал им: поскольку вашим отцам было запрещено, не меняйте обычаев предков» (Иерусалимский Талмуд, Таанит, 6-а). Мидраш объясняет, почему именно акация была выбрана для Скинии: «Когда повелел Всевышний строить Скинию, сказал не приносить деревьев из тех, что не приносят плодов» (Шемот Раба, 80:35). А поди попробуй найди в пустыне что-то другое из плодоносящего, кроме акации! А арабская легенда гласит, что и в раю имеют спрос плоды акации.
Вот мы и подошли к объяснению, почему на иврите это дерево называют «закрученным». Скорее всего, из-за формы плодов-стручков.
А теперь поговорим о других всемирно-известных «плодах» акации. Из порезов на стволе выделяется прозрачный клейкий сок-смола, использующийся в народной медицине и упомянутый в Талмуде под названием «акика» или «акакия». (То есть - акция!) Значение греческого слова «ακακια» - «невинный», и на эту тему открывается отдельный простор для фантазии. Смола южных сортов акации - это не что иное, как гуммиарабик, издревле знаменитый клей, ныне практически вытесненный полимерами, однако все еще применяющийся, например, в станковой живописи (для приготовления готовых красок из пигментов). Интересно и происхождение слова «гуммиарабик». «Гумми» - это от древнеегипетского «куми», или «коми», что означает «сок акации». От этого слова происходит греческое «коммос», а от него русское «камедь». То есть, гуммиарабик - аравийская камедь. В Талмуде (а как же без него?) используется арамейское слово «кома»; так и сказано: «Коммос - это кома» (Вавилонский Талмуд, Гитин, 19-а).
Ну, и напоследок стоит сказать, что археологами найдено в различных регионах страны немалое количество остатков деревянных изделий из Acacia Raddiana, в основном, либо периода Второго Храма, либо времен Византии.
А теперича - картинки!
Кастах пытается изобразить на пальцах номер данной прогулки. На помощь ему приходит Митяф:
Вот она - "шита слиланит"!