m_k

Пятница №40 (68). Уха из петуха

Jul 22, 2006 20:07

Минувшую пятницу тамплиеры семинара "Вокруг да около Храма" решили посвятить изучению объектов на территории ассумпционистской церкви Saint Peter in Galicantu ("Святой Петр на месте петушиного крика", если еще проще, то - "Петя и кукареку"). Друг наш yozhik_ любезно предложил воспользоваться его заметками об этой примечательной церкви - http://users.livejournal.com/yozhik_/62100.html, что и делаем с огромным удовольствием и благодарностью. Поэтому в данном отчете я постараюсь вести речь о фактах, не упомянутых Ёжиком_с_Хвостиком, или уточнить/дополнить представленную информацию.
Место сие связано с историей троекратного отречения апостола Шимона (Симона)-Кифы-Петра от своего Учителя И.Х., схваченного в ночь с четверга на пятницу в Гефсиманском саду. История эта описана плюс-минус одинаково как синоптиками, так и Иоанном-богословом, то есть всеми четырьмя каноническими евангелистами. Внимание: распространеннейшая ошибка! - это история никак не предательства Петра, а именно отречения, то есть отказа от знакомства. Еще одно стереотипическое заблуждение - о количестве "кукареку". Из десяти мной опрошенных эрудитов, девять ответили, что петух прокричал три раза. Ан нет! И я не поленюсь сейчас предстваить все четыре свидетельства, различющихся замечательными нюансами:

От Матфея (26:31-75):
"Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. (...) А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

От Марка (14:29-72):
"Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (...) Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать".

От Луки (22:31-62):
"И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (...) Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал".

От Иоанна (13:36-38; 18:15-28):
"Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды. (...) За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух".

Поговорим о петухе и о его мифологической ауре. Издревле петух ближневосточного региона символизирует:
- солнце, зарю, рассвет и небесный огонь;
- третью стражу ночи, от полночи до рассвета (еврейская традиция; вот почему во дворе дома первосвященника присутствует петух);
- воскрешение из мертвых;
- вечное возрождение жизни;
- апотропеическую жертву;
- мужское начало;
- эротическое влечение;
- прозорливость, бдительность и бодрствование духа (у гностиков);
- храбрость воинов,
- активную вирильность.
Есть такие арихитипические региональные мифологемы, которые не могли не пробраться в более поздние сказания. Например, Рыба и Петух. Языки, в которых начинают жить эти образы, очень быстро объясняют все глубинные связи. Для греков все понятно с рыбой: IXTHYS (рыба) - это акростих фразочки Iesus Christos Theou Uios Soter (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). В русском же языке несомнена связь св. апостола Петра и птицы Gallus: и тот, и другой - Петя... Впрочем, хоть петух и эмблема Петра, но - более знак раскаяния, нежели он сам. Петр - галилейский (почти гальский!) рыбарь. Но приходит час, и он вынужден трижды отречься от Рыбы. Блюдо, уготованное этому апостолу, - уха из петуха. Для русского уха звучит дивно! Ибо в нашей "ухе" есть "ухо", и в истории этой, по пути от Тайной Вечери к Троекратному Отречению тоже есть ухо. И о нем тоже сообщают все евангелисты:

"И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матфей 26:51-52)

"Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо". (Марк 14:47)

"И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его". (Лука 22: 50-51)

"Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" (Иоанн 18:10-11)

То есть, не гоже класть ухо Малха в чашу с петушиной ухой из слез Петра... Прежде, чем начнем иллюстрировать, подведем некие хронологические итоги, подтвержденные уже не мифологией, но данными археологических раскопок и исторических свидетельств:
- Период Второго Храма: здесь, на восточном склоне горы Западной Возвышенности (так называлась, да и сейчас в найчных кругах называется то, что с некоторых пор упорно именуется горой Сион) располагался вполне фешенебельный район города с развитой системой водоснабжения и многочисленными миквами.
- II - IV вв. н.э.: тут не обходится без языческого культового строения римлян. На одной из обнаруженных мозаик была (увы, в эпоху иконоклазма лик стерли...) изображена не кто иная, как богиня земли Гея в обрамлении куропаточек (!). Там так и написано - "ГН".
- 457-459 гг.: Евдокия, жена византийского императора Валентиниана III строит тут церковь, которую разрушают персы в 614 году.
- VIII - XI вв.: Церковь отстраивается заново, но разрушается примерно в 1020 г. фатимидским халифом Хакимом.
- XII в. - отстраивается заново крестоносцами. Получает название Galicantu.
- XIV в. - разрушается мамлюками.
- 1920-1931 гг. отстраивается орденом ассумпционистов по проекту архитектора и священника о. Этьена Бубе.
Ах, сколько телег можно гнать по древним дорогам, ведущим в Галиканту! Часть одной из этих дорог видна и ныне (см. фото ниже). Византийская лестница спускается с Заподного Склона вниз, к городу Давида, а затем, минуя Царскую долину (сиречь Кидрон), устресляется к Гефсиманскому саду. И это есть не что иное, как византийская Виа Долороза! Нынешнюю опять таки придумали только в конце XII века стараниями крестоносцев... Вот, взгляните на такую схему:



Ну, а теперь иллюстрации к прогулке:







Вид на Масличную гору:


Врата церкви:




























Мать-земля Гея:




























Темница Иисуса в доме Кияфы:










На стенах этого вырубленного в скале помещения выцарапано энное количество крестов и еще нечто:


Ассумпционисты утверждают, что это фигура заключенного И.Х.:






































Часть византийского Крестного Пути:




























Иерусалим Византийский:


Макет города византийского периода, что на территории Галиканту. Храм Гроба Господня.


"Неа"


Храм Гроба


Церковь у Силоамской купели


Церковь св. Петра


"Агиа Сион"


Храм Гроба


"Неа"


Церковь св. Иоанна


Шхемские ворота и столп Адриана


Вид на Хакель-Даму и монастырь св. Онуфрия



Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up