Следующим пунктом в нашей поездке по Чехии был город Теплице, старейший бальнеологический курорт не только Чехии, а возможно и Европы.
Теплице - это не Карловы Вары и не многочисленные Лазни, тут все очень серьезно - санатории, врачи, осмотры, ванны и грязи. То есть все как у людей, точнее как у серьезных людей. И приезжают в Теплице не на пару дней попить вкусную и не очень вкусную минеральную воду, а на недели. Минимальный курс лечения - 3 недели в серьезном санатории, с серьезной трехразовой едой и за серьезные деньги.
И в Теплице, опять же в отличие от Карловых Вар и многочисленных Лазней нет помпезного барокко - только классицизм, только традиции и ничего, кроме классицизма и традиций.
Совсем немного истории города, потому что без нее никуда.
Первое упоминание о термальных источниках относится к середине - концу VIII века. Сведения отрывочные и довольно противоречивые, но частично подтверждаются археологическими раскопками. Первые письменные свидетельства о городе Трнован (сейчас на этом месте стоит Теплице) относятся к середине XI века, город упоминается как место для лечения от болезней суставов.
Через Теплице проходила торговая дорога "К Саксам" (в Саксонию). Постоялые дворы того времени, охрана купцов, минеральные ванны - лучшие условия для того, чтобы город расширялся и богател, богател и расширялся.
В 1160 году жена короля Владислава I королева Юдита на месте источников основала обитель монахинь-бенедиктинок. Спустя столетие на этом месте возник укрепленный город. Обитель перестала существовать через непродолжительное время после окончания Гуситских войн.
В городском архиве сохранились списки отдыхающих на курорте, старейшие датированы 1680 годом.
После Тридцатилетней войны частично уничтоженное местное население было восполнено немецкими переселенцами, потомки которых проживали здесь вплоть до 1945 года.
Что еще можно добавить к этому беспорядочному набору данных - Теплице стал местом подписания в 1813 году договора между Россией, Пруссией и Австрией против Наполеона. И еще - в Теплице в одном из парков встретились (конечно же абсолютно случайно) Бетховен и Гёте.
Теплице удивительно небогат на достопримечательности. Почти все здания - обычные жилые помещения, где живут обычные люди. Нет ничего такого, самого-самого, и возможно отсутствие помпезности делает город каким-то атмосферным.
Жилые дома.
Центральная площадь с обязательным фонтаном.
Местная ратуша, постройка 1545 года.
Рядом колоннада, как написано в путеводителе - с минеральной водой.
Колоннаду осмотрели со всех сторон, минеральную воду не обнаружили.
Зато неподалеку обнаружили столб-чашку с водой. Возможно даже с минеральной, только пить ее нельзя, о чем сообщают предупредительные надписи.
Идем дальше.
Какие-то странные пестро раскрашенные изображения непонятно кого.
Вполне вероятно что это искусство.
Это точно искусство, современное. Потому что рядом с камнем длинное описание что этот камень означает и почему им надо восхищаться.
Не забываем, что основной архитектурны стиль в Теплице - классицизм.
Фонтан и плакучая ива.
Можно сказать что это романтично.
А это романтик, который наслаждается как журчанием фонтана, так и лицезрением плакучей ивы.
И все это во внутреннем дворике санатория Императорские (они же Царские, и они же Королевские) Лазни, по чешски это звучит как Císařské lázně.
Рядом со входом - бюсты трех российских императоров - Петра I, Александра I и Николая I.
Местонахождение бюстов Петра и Александра можно как-то объяснить логически - Петр поборолся с королем шведов Карлом XII и победил его в битве под Полтавой (шведы до этого разорили Речь Посполитую и доставили много разных неприятностей Пруссии и Австрии); Александр победил Наполеона; Николай же никого не побеждал, а напротив - довел Россию до проигрыша в Крымской войне. Вполне вероятно что персоналии российских императоров выбирались по порядковым номерам - кто первый, тому и памятник.
Гостиница в виде замка, новодел. Дата постройки - начало XXI века.
Дальше были обычные жилые дома.
И надо уточнить - красивые жилые дома.
Памятник Юлиусу Пайеру, исследователю Арктики, художнику и писателю.
Знаменит тем, что во время Австро-Венгерской арктической экспедиции открыл новые острова, названные Землей Франца-Иосифа.
Небольшой отель под названием Windzor.
Это обычный отель, не санаторий.
Там, где отель - обязательно должны быть фонтаны.
Так мы добрались до парка. Точнее, до одного из парков.
В Теплице мы в первый и единственный раз увидели мигрантов из далеких северо-африканских стран (или из тоже далеких ближневосточных стран). Чехи, как и венгры, как и поляки, и литовцы, и латыши, и прочие разные хорваты не очень любят нелегальных иммигрантов, которые не очень хотят вписываться в местное общество. Принимают их мало и неохотно, дают примерно 3 месяца на изучение языка (никто не требует вести философские беседы на вновь изученном языке, но минимум общения обязан присутствовать) и - о, ужас - заставляют работать. Ни щедрой социальной помощи, ни еще более щедрого социального жилья. И - еще более ужасно - за криминал тут же депортируют в покинутую мигрантами родину.
Поэтому выходцы из Северной Африки и прочих Сирий так любят Германию и Францию, там можно жить на халяву годами. А в Барселоне еще и деньги дают на приобретение марихуаны, это же предмет первой необходимости для вновь прибывших из-за моря. Во Франции тем временем уже выросло третье поколение потомственных безработных, и ничего, живут себе.
В Чехии же, если встретить человека иммигрантской внешности - то это либо новоприбывший, либо старающийся вписаться в местное общество. Гордящихся своими североафриканскими обычаями чехи не любят.
Я бы сказал что дальше конь не валялся, но конь как раз валялся. Прямо в парке, на лужайке.
Вот он, более крупным планом.
Еще один санаторий, Каменные Лазни.
И рядом - квартиры на продажу.
Так мы дошли до места, где до 1939 года была синагога.
В Теплице в середине 30-х годов была большая еврейская община, при общем количестве населения в примерно 60 тысяч человек евреев было немногим более 6 тысяч. И почти все они погибли в концлагерях во время Второй мировой войны.
Сейчас население Теплице составляет примерно 50 тысяч человек, из которых примерно 20 евреев. Средний возраст - 90+.
А от синагоги остался только памятный знак.
Вот такая история.
Продолжение обязательно очень скоро последует.