Вообще мы собирались посетить за один день и Ретимно, и Ханью, благо от дорога через весь остров одна, и если ехать из Ираклиона на запад, то примерно через час можно приехать в Ретимно; а продолжая движение опять же на запад, то еще примерно минут через 45 можно добраться до Ханьи. И вообще у нас было много планов - и Самарийское ущелье, и разные прогулки по природе, и прочие немудренные развлечения, но погода внесла свои коррективы.
Поэтому на следующий день мы опять двинулись по уже проложенному маршруту - проехали мимо Ретимно и прямиком заехали в Ханью.
На фото: маяк в порту Ханьи.
В путеводителе написано что этот маяк считается одним из старейших маяков на планете. Хотя на вид совсем новенький.
Чудеса.
В древности город назывался Кидонией. И не только в древности, город поменял свое название только в Средние века. А был основан, как и почти все критские города, примерно в III тысячелетии до нашей эры, плюс-минус несколько сотен лет.
Есть несколько версий, почему город получил такое имя.
Одна версия восходит еще к Гомеру. В "Одиссее" упоминаются кидоны - народ, живущий на западе Крита и выращивающий айву. Самое позднее упоминание о кидонах как о народе - в письме 310 года нашей эры анонимного автора римскому императору Флавию Валерию Аврелию Константину, еще известному как Константин I или Константин Великий.
Другая версия - город назван по имени царя Кидона.
И тут тоже есть версии, связанные с родословной этого царя.
Первая: Кидон - сын Тегеата и Мэры, переселился из Аркадии на Крит и основал город Кидония. Про Тегеата и Мэру мы знаем очень мало, к тому же зачем нам Аркадия, если мы говорим о Крите и поэтому эту версию рассматривать не будем.
Вторая, более интересная: Кидон - сын Гермеса и Акакаллиды. Либо сын Аполлона и Акакаллиды. Либо сын Гермеса, Аполлона и Акакаллиды.
Вот отсюда более подробно.
Сначала - Акакаллида. С одной стороны нимфа, а с другой - принцесса, дочь царя Крита Миноса и Пасифаи или Миноса и Криты. Короче говоря, у девочки был один папа и две мамы. Такое допускалось в те сложные времена.
Минос тоже был не совсем обычным царем. Папа - Зевс, мама - Европа. Ради развлечения завел Минотавра, которого держал в Лабиринте. Короче говоря, не самый простой в общении человек.
У Миноса было несколько детей: Катрей, Ариадна, Эвримедон, Нефалион, Девкалион, Андрогей, Главк, Акакаллида, Ксенодика, Евксантий, Фиолай, Астерий, Федра, Астрея, Брилл и Гекаль.
Идем дальше. Аполлон и Гермес в представлениях не нуждаются, с ними и так все понятно - боги.
Аполлон - бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты.
Гермес - бог торговли и счастливого случая, хитрости и воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников. Посланник богов.
Аполлон как-то случайно убил Пифона. Пифон - это был такой то ли дракон, то ли змей, девятью кольцами обвивал гору Парнас и семь раз обвивал Дельфы, препятствуя тем самым общению с Оракулом. У Пифона, в свою очередь тоже были родители, мама - Гея, а папы не было. Что тут можно сказать - партеногенез, то есть размножение без оплодотворения встречается в животном мире, даже у некоторых видов ящериц. У более сложных видов такой тип размножения невозможен, хотя в древности чего только не происходило.
Так вот, Аполлон как-то случайно убил Пифона. Выпустил случайно то ли 100, то ли 1000 стрел, и дракон, который змей тоже абсолютно случайно умер. И Аполлон отправился на Крит, чтобы унять тоску и печаль.
И тут, на Крите Аполлон опять же абсолютно случайно встретился с как с Гермесом, так и с Акакаллидой. И все они полюбили друг друга, то есть Аполлон полюбил Акакаллиду, и Гермес тоже полюбил Акакаллиду. И так в процессе любви на свет появились Амфитемис, Кидон, Милет, Наксос, Оакс, Филакид и Филандр.
И у всех - одна мама и два папы.
Трудные были тогда времена.
Далее - совсем неинтересный период истории длиной так в пару тысяч лет, и сразу перенесемся во времена Крестовых походов. Тогда жизнь кипела, все время все что-то делали - стреляли, убивали, мародерничали, то есть занимались своими прямыми обязанностями.
После Четвертого крестового похода Крит был выделен Бонифацию I Монферратскому.
В истории оставили свой след множество Бонифациев. Начиная от магистра римской армии V века некоего Бонифация, который успел поуправлять немного Африкой, и заканчивая львом Бонифацием, который вместо каникул развлекал маленькую афроафриканскую девочку в одноименном мультфильме.
Так вот, Бонифаций I, маркграф Монферратский, сын Вильгельма V Старого и Ютты фон Бабенберг Австрийской, имевший двух братьев - Вильгельма по прозвищу Длинный Меч и Конрада без прозвища, просто Монферратского находится где-то в середине списка.
Этот самый Бонифаций не очень хорошо понимал что же ему делать с Критом, и поэтому, не откладывая дела в долгий ящик сходу продал свои владения венецианцам за 1000 серебряных марок.
В 1204 году Кидонией овладели генуэзцы и построили башню на месте византийской крепости.
В 1210 году венецианцы овладели Кидонией.
При венецианцах город Ханья стал резиденцией ректора - главы администрации острова. После основания венецианской крепости город стал называться Канеа (La Canea, или La Cania, отсюда и современное греческое название города - Χανιά ).
После падения Константинополя в 1453 году многие священники, монахи и художники нашли прибежище на Крите. В течение последующего периода в Ханья сложилась смесь византийской, венецианской и классической греческой культуры. В это время были построены многие важные здания, развивались письменная культура, музыка, образование.
Турки захватили город 2 августа 1645 года, после двухмесячной осады. Во время осады было много погибших, особенно среди турок. Турецкий командующий по возвращении был казнен за потерю около 40 тысяч человек.
Большинство церквей города были обращены в мечети. Также в городе были построены турецкие бани и фонтаны. В Ханье была резиденция турецкого паши Крита.
В 1898 году Османская империя предоставила Криту автономию, а в 1913 году он официально вошел в состав Греции. В течение этого периода турки переселялись из города в Турцию. Остатки турецкого населения жили в Ханье вплоть до греко-турецкого обмена населением 1923 года.
На этом с историей закончим. Переходим к современности.
Я не буду рассказывать о поисках парковки, как оказалось найти свободное место в выходной день поблизости от исторического центра Ханьи - совсем нетривиальная задача.
Но нам все же повезло, и мы сразу с головой окунулись в бурлящую туристическую жизнь Старого города.
Вот так мы окунулись.
Кто все эти люди? Почему так много туристов в не-сезон?
Непременный атрибут любого европейского города - катание на конном экипаже.
Уличные музыканты.
Музыкальный инструмент называется базуки. В справочнике о базуки сказано: Бузуки (греческое название το μπουζούκι) - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий, происходит от древнегреческой лиры, по другой - от турецкого саза. Похож на турецкий инструмент багламу, распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны. Его высокий, нежный звук в составе классического греческого оркестра или сольно сопровождает танцы сиртаки и хасапико.
Ну вот, узнал много нового и интересного. Например, название танца - хасапико. Надо будет как-нибудь блеснуть эрудицией, вставить как-бы невзначай при разговоре на отвлеченные темы.
И про распространенность в Израиле - тоже новость для меня. Хотя страшно далек я от народа, не интересуюсь народным израильским творчеством.
Небольшой сквер за углом. Народу вроде как поменьше.
И рядом церковь.
Я уже забыл какая из них - то ли православная, кто ли католическая, то вообще даже протестантская.
Так понемногу добрались до порта.
Ханью не зря называют самым итальянским городом на Крите. Дома больше похожи на дома в Италии, чем на греческие.
Панорама. Кликабельно.
Где-то в закутке внезапно нашли синагогу.
Синагога была закрыта, что было несколько странно - как раз был разгар праздника Суккот. Может мы хотели посидеть в сукке, послушать рассказы о странствиях и тяготах жизни простых пастухов IX века до нашей эры.
Дальше - столь любимые туристами узкие улицы.
Странный памятник на берегу моря.
Еще один памятник, на этот раз белому велосипеду и кактусу.
Современный дом в старинном здании.
Кто-то с непонятной целью сделал двери в никуда на высоте третьего этажа.
Неотреставрированная часть стены современного дома.
Судя по способу кладки можно сказать, что здание строилось при крестоносцах.
Венецианский Арсенал.
Здание неотреставрировано, стоит так уже более 700 лет.
Из современности - железные решетки, стекла в окнах и электрические провода.
Форт.
Здание отреставрировано, любо-дорого поглядеть издалека.
Бывшая мечеть, ныне музей.
Мечеть с другой стороны бухты.
Буря над Критом пронеслась вчера, но в тот день море все еще было неспокойным.
По причине тяги к новым ощущениям в общем и томлению духа в частности мы решили пройтись вдоль набережной, рядом с волнами.
Результат не заставил себя долго ждать - очередная неожиданная волна залила набережную, полностью и бесповоротно.
Скажу только что ходить в мокрых ботинках и в промокших до колен джинсах - не самое приятное удовольствие на свете. Поэтому наше дальнейшие неспешное путешествие на этом пришлось прервать.
На обратном пути к машине пришлось купить несколько пар сухих носков в сувенирном магазине. Никогда еще не покупал носки столь дорого.
Пара заключительных слов о нашей поездке.
Всего мы были на Крите 4 дня. Не успели очень многое из запланированного, в основном из-за погоды, никто не ожидал столь серьезных погодных катаклизмов в относительно спокойный период.
Дороги. В наш прошлый приезд в 2010 году дороги на Крите были ужасные - узкие и разбитые. Я долгое время считал их худшими дорогами в Европе. Правда потом я познакомился с дорогами Мальты (на Мальте дороги бывают трех типов - плохие, очень плохие и ужасные), и с дорогами Боснии и Герцеговины (дороги в последний раз ремонтировались при Тито). Но тем не менее критские дороги оставили в душе неизгладимый след.
В этот раз дороги приятно удивили - новое покрытие, две полосы в каждую сторону, разделительный барьер посередине. Если бы критяне за ними еще следили и вовремя ремонтировали...
Еда. Тут все как обычно - мои любимые τζατζικι, которые можно произносить и как дзадзики, и как цацики. Греческий или критский салат. И разнообразные закуски μεζε, которые, впрочем, распространены и в Израиле.
В принципе все.
Лететь из Израиля до Крита всего полтора часа, когда-нибудь еще долетим, пройдем по Самарийскому ущелью, искупаемся в Критском море, заночуем в какой-нибудь Иерапетре.
А пока с Критом попрощаемся, надеюсь что на время.
Продолжение обязательно в скором времени последует.