Швейцария - горная страна, соответственно дороги тоже горные. С поворотами, серпантинами, перевалами и прочим. И с исключительно замечательностью видами. Ради таких видов можно останавливаться через каждые несколько метров и смотреть вокруг широко распахнутыми глазами. И еще фотографировать, фотографировать и фотографировать, как завещал кто-то там из прошлого.
Про дороги и виды я напишу отдельный пост, дороги и виды того стоят. Точнее, виды стоят нескольких постов, но я ограничусь одним.
А пока мы собрались из Интерлакена в Люцерн. Дорога шла через перевал, и я уже заранее предвкушал как это будет - поднимемся на самую высокую точку, внимательно осмотрим окрестности, восхитимся и поедем дальше.
Кто же знал что дорога через перевал проходит внутри тоннеля. Тоннелей в Швейцарии тоже очень много, и причем все они разные. Есть прямые, есть с наклоном или спуском, есть изгибающиеся, есть тоннели в несколько этажей, есть тоннели и для автомобилей и для железных дорог, есть тоннели короткие на пару сотен метров, есть длинные на несколько километров. Короче говоря, есть тоннели на любой вкус и цвет.
Дорога из Интерлакена в Люцерн шла через тоннель, проложенный через перевал. Это был особый тоннель. Мало того, что уровень дороги все время повышался, а потом понижался, он еще и закручивался. Общий разворот сначала был 360 градусов, потом был небольшой кусочек открытого пространства, потом был еще один тоннель, с разворотом примерно на 270 градусов.
А потом начался спуск.
Так что основные красоты с вершины горы мы не увидели, насладились только видом серых бетонных стен тоннеля.
Так мы доехали до Люцерна.
На фотографии: Часовенный мост (от слова часовня, не часы), один из символов Люцерна.
Главная достопримечательность Люцерна - скульптурная композиция "Умирающий лев". С этой скульптуры сделано множество реплик и копий, установленных в разных городах, странах и на разных континентах. Вообще Люцерн очень богат на разные достопримечательности, о чем писал еще Лев Толстой: Люцерн, старинный кантональный город, лежащий на берегу озера четырёх кантонов - одно из самых романтических местоположений Швейцарии; в нём скрещиваются три главные дороги; и только на час езды на пароходе находится гора Риги, с которой открывается один из самых великолепных видов в мире.
Скульптуру лучше всего охарактеризовал Марк Твен как самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире.
История скульптуры: 10 августа 1792 года в Париже началось восстание, один из ключевых моментов Великой Французской революции. Парижские бунтовщики осадили резиденцию короля Людовика XVI - дворец Тюильри. Регулярные войска на тот момент уже не были подконтрольны королю и переходили ротами и батальонами на сторону восставших. Верность Людовику сохранила лишь дворцовая охрана - Швейцарский гвардейский полк, общей численностью немногим более тысячи человек.
Гвардейцы стойко обороняли дворец и давали достойный отпор противнику. Однако Людовик XVI запретил стрелять по толпе из орудий. Восставшие имели значительный численный перевес, дворец был захвачен, король арестован. Во время штурма погибло около шестисот швейцарских воинов, шестьдесят гвардейцев были казнены, еще двести - захвачены в плен. Лишь 350 солдатам и офицерам из 1110 удалось избежать гибели.
Лейтенанту Швейцарского гвардейского полка Карлу Пфюферу фон Альтисхофену посчастливилось - во время событий 10 августа он был в отпуске в родном городе Люцерне. Офицер посчитал своим долгом отдать дань памяти героям-землякам. После окончания воинской службы в 1801 году он вернулся в Люцерн, где со временем стал членом городского совета и главой Люцернского общества искусств.
Примерно 20 лет потребовалось Карлу Пфюферу для того, чтобы найти архитектора, скульптора, и договориться с городскими властями о размещении скульптуры.
Городские власти выделили небольшое заболоченное озерцо с треснувшей скалой далеко за городом (сейчас это центр оживленного района), и 10 августа 1821 года скульптура была торжественно открыта.
Современный район рядом. В 20-е годы позапрошлого века тут были только виноградники.
Просто дом рядом с парком, где расположена скульптура.
А это просто цветок из парка, где расположена скульптура.
Идем дальше в сторону Старого города, и нынешнего городского центра.
В Люцерне сохранились средневековые городские стены и сторожевые башни.
В соответствии с веяниями времени их очень хорошо отреставрировали, и теперь их ни за что нельзя отличить от вновь построенных стен.
Сторожевая башня, одна из уцелевших.
Панорама Люцерна с высоты крепостной стены.
Снималось против солнца и без фильтра, так что качество очень так себе.
Идем дальше, по улицам, площадям и прочему.
Немного вдалеке - Кафедральный собор.
Фирменный магазин Patek Philippe. Можно было купить наручные часы за 670 000 евро, но у нас впереди была Женева, там в центральном магазине компании можно купить такие же часы еще дороже. Поэтому сейчас не стали связываться с мелочевкой, оставили покупки на потом.
Река Ройс.
Не Роллс-Ройс, а просто Ройс. Роллс куда-то делся.
Чайка на реке, просто чайка.
И еще один символ, уже не только Люцерна, но и всей Швейцарии - Часовенный мост, или Kapellbrücke.
Самый древний деревянный крытый мост в Европе. Длина моста составляет 205 метров. Мост был построен в 1365 году, и первоначально строился в качестве оборонительного коридора в составе городских укреплений и соединял разделенные рекой Ройс старую и новую части города. Под коньком крыши вдоль всего крытого моста размещаются 111 треугольных картин, рассказывающих о наиболее важных моментах истории Швейцарии.
У середины моста находится восьмигранная кирпичная водонапорная башня Вассертурм или Wasserturm, построенная еще до возведения моста, в 1300 году. Башня служила в качестве сторожевой башни, темницы, пыточной и пожарной вышки.
Какое отношение мост имеет к часовне, по имени которой он назван - осталось тайной.
Картины под крышей моста.
Внезапно. Бронзовый дворник.
Металлический совок рядом - либо часть композиции, либо его забыл настоящий дворник.
Идем дальше.
На горе горделиво возвышается здание отеля Château Gütsch.
По возвращении я специально проверил цены на проживание в столь романтичном месте. Ну что сказать: Швейцария - очень недешевая страна, но по части стоимости номеров в гостиницах Израиль обошел Швейцарию даже не напрягаясь. Грубо говоря, ночь в палатке с общими удобствами где-то вдалеке в Израиле стоит немного больше, чем номер люкс с завтраком, шампанским и цветами в романтической гостинице в Люцерне.
А за стоимость одной ночевки в гостинице более низкого класса на Мертвом море или в Эйлате в Château Gütsch можно жить неделю, и все равно швейцарская гостиница будет дешевле.
И опять внезапно - еще один крытый деревянный мост. В путеводителе о нем не было сказано ничего.
В под крышей тоже картины.
Небольшой фонтан.
Будто в реке своей воды не хватает.
Еще немного реки.
И домов на набережной.
Дальше была небольшая прогулка по Старому городу.
Питьевой фонтанчик.
Хорошо разукрашенный дом.
И дальше было озеро.
Фирвальдштетское озеро или Vierwaldstättersee, что в переводе означает примерно "озеро четырех лесных кантонов". В прошлом на берегах озера было расположено четыре кантона: Ури, Швиц, Унтервальден и Люцерн. Позднее кантон Унтервальден был разделен на два полукантона (Обвальден и Нидвальден), но название озера не изменилось.
Это одна версия. Вторая версия названия - озеро состоит из четырех частей, соединенных узкими проливами, то есть перевод может значить "озеро с четырьмя проливами".
Окрестности - колыбель Швейцарии. Здесь расположены три первых кантона Швейцарии - Ури, Швиц и Унтервальден. Согласно мифу союз трех кантонов был заключен 1 августа 1291 года на лугу Рютли у берега Фирвальдштетского озера.
Прогулочные корабли на озере.
Современные.
И не очень современные.
Или все же современные, но переделанные под несовременные.
И последнее фото из Люцерна - набережная.
Чем-то очень отдаленно походит на набережную Ниццы.
К сожалению на этом с Люцерном нам пришлось попрощаться, так как неумолимая программа передвижений диктовала свои жесткие правила.
А жаль, хороший город, нам он очень понравился.
Продолжение в виде Райхенбахского водопада и города Бриенц очень скоро обязательно последует.