Мы закончили с национальным парком Крка. Осмотрели от силы одну треть.
Как надо правильно планировать путешествия - сначала надо все внимательно прочитать, потом приехать на местность, выяснить что в самом деле интересно, а что - не очень, разметить маршруты, вернуться обратно и уже тогда с чистой совестью отправляться в хорошо подготовленный вояж.
Мы внимательно все прочитали, но не сделали предварительную рекогносцировку местности. И поэтому увидели совсем не всё.
Так, тут будет фотография. Так как фотографии во время пути довольно скучны, то сразу фотография церкви в Меджугорье. Я о ней потом вкратце расскажу.
Продолжаем.
Мы простились с нашим циммером (отличное место, по вечерам пели цикады, по утрам изо всех сил орали птицы; только была ужасно неудобная кровать и еще более неудобные подушки), получили в подарок от хозяев сего места бутылочку самодельной граппы, выехали на скоростную трассу и поехали себе вперед.
Скоростные трассы в Хорватии заслуживают всяческих похвал. Новые, чистые, мало машин, разрешенная скорость до 140 км/час... Что еще нужно чтобы спокойно добраться до пункта назначения.
Мы ехали, ехали , ехали. Пока не доехали до придорожного кафе недалеко от городка с интригующим названием Zagvozd.
Вот примерно там находится городок.
Лучше я покажу панораму. Большая горка, с этой стороны Загвозд, а с другой стороны море и курортный город Макарска.
В Макарску мы тоже планировали заехать, к тому же в Макарске живет самый известный хорват современности, сын еврея и армянки, гениальный шахматист, XIII чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
Мы уже все распланировали. Мы приедем к Каспарову, сыграем с ним в шахматы, потом попьем чай или кофе, обсудим животрепещущие мировые проблемы, потом поедем дальше. Но потом я что-то засомневался.
А вдруг Каспаров не в форме. Я-то рассчитывал на ничью, но вдруг он не сможет должным образом сконцентрироваться, и проиграет мне мне партию. Расстроится, будет ругаться. Чай и кофе отпадут сами собой, беседа о мировых проблемах тоже.
За себя я не переживал, когда-то, в очень глубокой молодости я сыграл вничью с самим
Сало Флором, и с тех пор не боюсь никаких чемпионов.
Но за Каспарова в случае проигрыша было бы обидно.
Так мы не попали в Макарску.
А теперь панорама (кликабельно).
Вскоре после Загвозда (не, мне определенно нравятся эти названия) навигатор сказал свернуть со скоростной трассы и съехать на обычную дорогу.
Мы проехали городок Viliki Prolog, потом городок Mali Prolog. С нетерпением ждали когда появится город с названием Эпилог, но как-то не сложилось. На территории Боснии был город Prolog, без всяких прилагательных, но это было уже неинтересно.
Мали Пролог находится как раз на границе между Хорватией и Боснией. Причем это не деревня, а город, там даже есть светофоры, целых два перекрестка оборудованы светофорами. Половина городка - Хорватия, вторая половина - Босния. Между домами проходит граница. Одним соседям повезло, они попали в Европейский Союз, другие так и остались в разоренной гражданской войной бывшей Югославии.
Посередине городка стоит будка пограничников. Компьютеры, кондиционер, все красиво. Нас пугали огромными очередями на границе, но мы были единственной машиной, переезжающей из одного государства в другое.
Полминуты - и мы едем дальше, к другой будке, уже боснийской.
В боснийской будке не было кондиционера, и компьютер тоже был в единственном экземпляре. Но тоже - от силы полминуты и мы въезжаем в Боснию и Герцеговину.
Дорога сразу резко испортилась. Если в Хорватии сельские дороги далеки от совершенства, но все же поддерживаются на достойном уровне, то дороги в Боснии явно были проложены еще при жизни Тито и с тех пор не ремонтировались.
Сейчас самое время поговорить о народах, населяющих бывшую Югославию.
Когда-то давно, на исходе Второго Великого переселения народов, а именно в VI - VII веках нашей эры в район Далмации переместились сербы и хорваты. Историки до сих пор спорят - был ли это единый народ, который потом разделился по религиозному признаку; либо это были два разных народа, ассимилировавшиеся друг с другом. Так или иначе, в этих краях жил народ, который говорил на одном языке, имел один и тот же уклад жизни, пел одни и те же песни, ел одну и ту же еду, одевался в одни и те же одежды. Только сербские княжества попали под влияние Византии и приняли православие, а хорваты попали под власть Рима и стали католиками. А так жили рядом друг с другом веками.
Примерно в XVI веке завоевавшая эти земли Османская империя начала процесс принудительной исламизации населения. Надо сказать, что ислам запрещает насильное давление на Народы Писания - христиан и евреев, их нельзя заставить принять ислам силой, можно только этому способствовать.
Покоренным христианам и евреям присваивался статус зимми.
Зимми обязаны были признать безраздельное господство ислама во всех сферах жизни общества, уплачивая дань (джизью), но освобождались при этом от уплаты закята, предназначенного для мусульман.
Зимми не имели права владеть оружием, занимать государственные посты, служить в армии, свидетельствовать на суде, ездить на лошади, вступать в брак с лицом мусульманского вероисповедания. Могли применяться самые разные формы дискриминации, подчёркивающие второсортное положение христиан и иудеев. Например, запреты жить в домах более одного этажа, владеть землёй и собственностью вне гетто, покидать район проживания ночью, обязанность носить одежду определённого вида, и заниматься торговлей.
То есть жить не мусульманину в мусульманском государстве было непросто. Именно по этой причине сначала крупные феодалы, а потом и ремесленники и крестьяне стали массово переходить в ислам. Так появился люди, которых стали называть славянами-мусульманами.
В 1961 году Тито решил что это непорядок, и повелел называть славян-мусульман боснийцами, по названию области проживания - Боснии.
Так появился новый народ, говоривший на том же языке, что и соседние сербы и хорваты, имеющий тот же уклад жизни и прочее, мало отличное от соседей.
Обычно народы дают название территории, которую они заселяют. В этом случае сделали наоборот.
Надо сказать что немного ранее в той же Югославии уже был проведен подобный эксперимент. В августе 1947 года президент Иосип Броз Тито и премьер-министр Болгарии Георгий Димитров встретились в Бледе и договорились о том, что вся Македония (или, по крайней мере, часть греческой и вся болгарская Македония), в конце концов, войдут в союз с югославской Македонией, при условии что Болгария станет составной частью Федерации балканских государств. Так в составе социалистической Югославии была образована Социалистическая Республика Македония - тем самым южные славяне, говорившие на одном из диалектов болгарского языка были названы македонцами и были признаны как самостоятельный народ в составе Югославии.
Но товарищ Тито грезил о новой империи, в которой кроме Болгарии и Югославии должны были вместе жить еще и Албания, а также и Румыния и, возможно, и Венгрия; а товарищ Димитров очень слушался товарища Сталина, так что через очень короткое время достигнутые соглашения в Бледе были аннулированы. А Македония и новый народ - македонцы остались.
Ладно, о народах бывшей Югославии, а также о Югославских войнах поговорим позже, а сейчас немного о городке Меджугорье.
Мы бы проехали мимо городка, но уж очень утомили ухабы на дороге. Поэтому когда появились первые плакаты, возвещающие о скорой встрече с Девой Марией мы даже обрадовались. Вот она, причина, немного отдохнуть, заодно и на окрестности посмотреть.
Скорее всего жителей Междугорья давно мучал комплекс неполноценности. Явно кто-то из них когда-то побывал в
Фатиме, и теперь просто не знал что делать - в какой-то никому неизвестной португальской глуши вдруг явилась Дева Мария, и потом на эту глушь пролился золотой дождь из пожертвований и прочих приятных вещей в виде уважения и почитания.
24 июня 1981 года молодые девушки Мирьяна Драгичевич и Иванка Иванкович сообщили о том, что им явилась Дева Мария. На следующий день Мирьяна и Иванка сообщили о другом видении, и на этот раз с ними были еще четыре человека их возраста: Мария Павлович, Яков Коло, Вика Иванкович и Иван Драгичевич.
Подростки утверждали, что видели явление на холме Подбрдо; предполагаемое явление было молодой женщиной с младенцем на руках. Удивленные и испуганные, они не подошли.
Во время первого предполагаемого появления Вике Иванкович было шестнадцать лет. Она утверждает, что молилась и разговаривала с Богородицей и получила девять «секретов». Ее «молитвенная миссия», данная Пресвятой Девой Марией, заключается в том, чтобы молиться за больных. Вика говорит, что ее ежедневные появления еще не прекратились. Вика утверждает, что получила биографию жизни Марии, содержащуюся в двух рукописных тетрадях, которые, как сказала Вика, будут опубликованы, когда Пресвятая Дева Мария скажет ей сделать это.
В принципе этого оказалось достаточно.
Сегодня Меджугорье - один из наиболее богатых городов Боснии и Герцеговины. Ежегодно его посещают более 1 миллиона человек. Для паломников специально расширяют близлежащий аэропорт Мостара.
В самом Меджугорье живет немногим более 2300 человек, при этом количество гостиниц больше количества домов местных жителей.
Центр проповеди.
Перед церковью.
На заднем плане - гостиницы.
Статуя Девы Марии.
Сама церковь.
Новая и с иголочки.
Продолжение очень скоро последует.