Когда-то это было самое колоритное место Гонконга.
Большой городской квартал, плотно застроенный двадцати- и традцатиэтажными полуразваливающимися зданиями, большая часть которых была самостроем, без какого либо управления и без каких либо органов власти.
Но начнем по порядку.
И для начала по порядку - фотография того, как сейчас стало.
Это место упоминается еще в хрониках X века, когда на этом месте был построен форпост для защиты соляных производств.
Форпост худо-бедно просуществовал до начала XIX века. (Вот это стабильность! Более 1000 лет стояла небольшая крепость, в ней был гарнизон численностью 30 человек. Проходили столетия, менялись императоры, на месте одних государств возникали другие, а в крепости как было 30 человек, так и оставалось 30 человек).
Ну так вот, в начале XIX века форпост укрепили, и все из-за англичан.
В 1842 году Великобритания и империя Цин заключили договор, согласно которому остров Гонконг и полуостров Коулун становились колонией Британской империи. Форт в состав колонии не вошел.
В 1898 году Великобритания получила Новые Территории на срок 99 лет. Форт опять остался в собственности империи Цин.
К началу 30-х годов прошлого века форт полностью утратил свое военное значение, гарнизон из 30 человек разбежался, и на его место прибились разные пришлые люди числом 436 человек.
- Непорядок, - решили англичане, расселили вновь прибывших по разным местам Гонконга, а стены укрепили. На всякий случай.
В 1940 году Гонконг захватила Япония. Японцы быстро разобрали стены, потому что строительные материалы были дороги и их было мало, а старые стены мало кого интересовали.
Англичане вернулись в Гонконг только в 1945 году.
Тем временем в Китае продолжалась гражданская война. Вообще война среди китайцев, когда одни красные китайцы убивают других красных китайцев началась еще в 1927 году, но в 1949 году она вплотную приблизилась к Гонконгу.
Причина войны была очень проста - среди миллиарда китайцев были два человека, которые никак не могли договориться кто из них более главный - Чан Кайши или Мао Цзэдун. Сначала был главным Чан Кайши, а потом Мао особо близко подружился с другом всех советских передовиков и физкультурников товарищем Джугашвили по кличке Сталин, и Мао тут же стал главным.
Многим китайцам совсем не нравился Чан Кайши, и еще меньше нравился Мао Цзэдун, и они стройными рядами ломанулись в Гонконг.
Надо сказать, что это сегодня британцы такие белые и пушистые, любят всяких братьев наших меньших вроде разных пакистанцев и прочих зулусов. В середине прошлого века они были еще страшными колонизаторами, и обладали всеми необходимыми атрибутами любого уважающего себя колониалиста - звериным оскалом капитализма, оголтелой военщиной и разными другими признаками высшей расы.
Короче говоря, беженцы оказались предоставлены сами себе. В Гонконг их не пускали, обратно в Китай вернуться было невозможно - победившие коммунисты в лучших традициях исполняли заветы вечно живых Маркса, Ленина и примкнувшего к ним Энгельса и развернули красный террор - уничтожали любого, кто не хотел железным кулаком загоняться в коммунистическое счастье.
Территория бывшего форта идеально подходила для кратковременного отдыха - там не было никакой власти, ни британской, ни китайской. Также там не было работы, воды, канализации, электричества и всего остального, что необходимо для жизни.
В итоге через очень короткое время некоторые, которым особо повезло, каким-то образом покинули это место, а оставшаяся часть очень быстро криминализировалась.
Несколько позже британцы попытались решить проблему беженцев, построили высотные дома, подвели канализационные трубы, дали воду и электроэнергию. Местные жители тут же сделали кучу надстроек, а заодно возвели несколько аналогичных домов в промежутках между уже готовыми постройками.
В итоге к середине 70-х годов недалеко от центра Гонконга располагался полностью криминальный район, контролировавшийся триадами.
Процветали торговля наркотиками, подпольные казино, проституция. Также изготовлялась контрафактная продукция - сладости, лапша быстрого приготовления, подделки под часы известных марок. Почему-то этот район очень облюбовали подпольные дантисты.
Всего к концу 80-х годов в районе проживало примерно 50000 человек, а вся территория района составляла примерно 2.5 гектара. То есть плотность населения была около 2 миллионов человек на квадратный километр.
В 1987 году Великобритания наконец-то договорилась с Китаем по вопросу о спорных территориях, и район вошел в состав Гонконга.
В течение почти 6 лет правительство Гонконга расселяло всех жителей квартала, а в 1993 году начался снос района.
В конце 1995 года на месте бывшего криминального квартала открылся парк.
Некоторые здания, сохранившиеся еще с XVIII века заботливо восстановили и отреставрировали.
Хотя что такое заботливое восстановление и реставрация по китайски - это когда старое здание сносят полностью до основания, а потом на том же месте строят новое здание, очень похожее на бывшее. Вроде как новодел, но ведь похоже!
Макет бывшего квартала
Парк хороший, большой, тихий и красивый.
И малолюдный, что совсем нехарактерно для перенаселенного местными жителями и туристами Гонконга.
Скульптурные композиции
А на следующий день мы поехали в Макао.
Продолжение очень скоро последует.