Список книг, прочитанных в ноябре:
61. Т. Уайлдер "Мост короля Людовика Святого" (10 из 10) - сложно сказать, что понравилось в книге в первую очередь - сюжет ли, язык, общая философия или даже неуловимо-печальная интонация, но факт: текст совершенно очаровательный, с, что называется, послевкусием. Что-то более конкретное сформулировать сложнее - тот случай, когда, по-розановски, "восторг всегда нем".
62. Л. Чуковская "Софья Петровна" (6 из 10) - главные достоинства книги лежат в области не столько художественной, сколько исторической: это одна из попыток отрефлексировать Большой Террор непосредственно после его кульминации, "по свежим следам". В этом плане интересно то, как расставляются акценты произведения: сами репрессии остаются как бы "за кадром", а в центр повествования ставится женщина-мать, оставшаяся формально на свободе, но по факту мучимая не меньше, чем её репрессированный сын - образ, перекликающийся с ахматовским "Реквиемом", создаваемым примерно в то же самое время.
При этом сам по себе текст скорее сух и простоват, образы яркостью не отличаются, а сама история, хоть и предвосхищает основные направления произведений о репрессиях, по сути достаточно одномерна. Но это как раз тот случай, когда автору было важно в принципе высказаться, а уже форма высказывания вторична.
63. Т. Мертон "Философия одиночества" (8 из 10) - на самом деле всё, что пишет автор, правильнее называть не "одиночеством", а "отшельничеством" и "уходом от мира". Если брать это за основу, становится понятно, например, почему Мертон выводит в отдельную категорию "ложное одиночество", когда человек физически один, но в мыслях живёт темами и нравами толпы.
В целом же понравились и ход мысли автора, и его тон - при условии, что некоторую категоричность вполне можно списать на цензурные вмешательства (о которых в комментариях книги упомянуто отдельно).
64. М. Швоб "Собрание сочинений. Том I. Крестовый поход детей" (6 из 10) - местами похоже на По (но это и понятно), местами - почему-то на Рильке, но в целом остаётся ощущение, что всей этой поэтичности языка, оригинальности замысла и трогательности тем (дети же) чего-то не хватает. То ли бОльшей жёсткости, то ли проработанности сюжета.
65. М. Швоб "Собрание сочинений. Том II. Книга Монеллы" (5 из 10) - опять же, если проводить параллели, то в этот раз было ощущение, что писалось всё под влиянием Ницше - правда, у последнего получалось как-то поэтичнее и резче. Швоб же ни в поэтике языка, ни в нигилистических высказываниях не цепляет, а образы маленькой проститутки Монеллы и её "сестёр", хоть и показались занятными, но не более того.
66. М. Швоб "Собрание сочинений. Том III. Воображаемые жизни" (6 из 10) - в книге просто удивительные иллюстрации, да и сами истории довольно остроумны (по сути это изложение общеизвестных фактов биографий людей под другим углом, который полностью меняет общее восприятие персонажа), но какого-то особого впечатления от книги в целом я всё-таки не получил: с одной стороны, некоторых людей я просто не знал, а о некоторых читать было не слишком интересно.
67. К. Кларк "Нагота в искусстве" (7 из 10) - автор с самого начала разделяет понятие наготы и голого тела как такового, но только в последней главе подробно описывает критерии такой дифференциации. Из-за этого не всегда понятно, почему акценты делаются на тех или иных моментах, но в целом чтению это не мешает. Также немного смущает, что автор концентрируется исключительно на античности и европейской культуре, но по большому счёту это детали, в остальном же достаточно интересное исследование.