В основе документалки "Герои советского нью-вейва" лежит довольно простой, но эффектный приём: авторы немного смещают оптику с изученного уже вдоль и поперёк русского рока 80-х на конкретный жанр "новой волны" - и вдруг оказывается, что главными группами Перестройки были не "Кино" и "Аквариум", а "Центр" и "Странные игры", а гимном поколения была не "Перемен требуют наши сердца", а "На заре голоса зовут меня". Разумеется, на самом деле всё было совсем не так - и к финалу почти все герои фильма так или иначе признают, что их музыка востребована от силы пятью процентами населения и совершенно чужда сложившейся культурной традиции, но ощущение определённой значимости этого явления всё равно остаётся.
Более того, у зрителя вообще в какой-то момент возникает вопрос - а на каком основании всех этих людей принимали в рок-клубы, включали в энциклопедии "100 магнитоальбомов советского рока" и ставили на одну сцену с персонажами безусловно рОковыми? Ведь ничего же общего? Тем более что Александр Скворцов из "Дурного влияния" сам рассказывает, что, попав как-то на концерт ДДТ, недоумевал - зал в восторге, а ему вообще ничего непонятно, да и другие герои среди своих кумиров называют персонажей совсем не рок-н-ролльных.
Впрочем, ответ в фильме всё же звучит. Помимо того, что членство в рок-клубах давало определённую "легализацию" - возможность зарабатывать, играя концерты, обходить цензуру и т.д., с роком как музыкой протеста "новую волну" роднила также и её несистемность. То есть, с условиях советской действительности было не так уж и важно, на кого ты равняешься - на Марка Болана и The Rolling Stones или на Duran Duran и Depeche Mode; главное, что и то, и другое было чуждо советской "дозволенной" эстраде с её бесконечными ВИА, а значит, и таило себе враждебность строю как таковому.
Не менее интересным выглядит определённая общность судьбы этих во многом разных нововолновых коллективов: почти все они ложатся в схему "успех в 80-е/распад в 90-е/реюнион в 10-е". В итоге все они так или иначе, но продолжают давать концерты и иногда даже писать новые песни.
Также довольно символичным выглядит финал документалки, в котором показано живое концертное выступление Альянса с песней "На заре": пожилые люди с гитарами и синтезаторами, которые выглядят скорее усталыми и не всегда вытягивают ноты, исполняют едва ли не самую романтическую русскоязычную композицию для небольшой толпы почитателей разных возрастов. И совсем за кадром остаётся то, что через три года клип на эту же самую песню, снятый в далёком 1987-м, вдруг станет модным, получит два с половиной миллиона просмотров и разойдётся на мемы - результат, которым может похвастать не каждый топовый исполнитель.