К сожалению, обсуждение документального фильма Юрия Дудя и Евгения Стаценко "Колыма - родина нашего страха" концентрируется в основном вокруг темы советских репрессий, оставляя без внимания и чисто технические детали, и общий посыл. Хотя на самом деле впечатления от просмотра у непредвзятого зрителя будут гораздо шире.
Во-первых, фильм кажется едва ли не призывом к развитию внутреннего туризма. Конечно, Дудь в кадре постоянно подчёркивает, какие лютые морозы приходится претерпевать местным жителям, но по факту и визуальный ряд (с удивительной красоты съёмками), и упоминания о голливудских звёздах, побывавших в тех местах, и даже какая-то эстетизация заброшенных зданий и покинутых городов мягко подводит к мысли, что любителям экстремального отдыха стоит обратить внимание на Колыму.
Во-вторых, не в последнюю очередь документалка делает акцент на конкретных людях, история которых связана с регионом напрямую или косвенно. И в этом смысле дочь академика Королёва, отбывавшего наказание в одном из колымских лагерей, оказывается в одном ряду с юмористом Ефимом Шифриным, родившимся в одном из городов колымского края, а также c местным активистом, ратующим за модернизацию колымской инфраструктуры, историком-любителем, исследующим гулаговское прошлое края, и водителем, который попал на Колыму в результате ряда случайных событий. В результате индивидуальные истории героев сливаются в общую полифонию, которая даёт представление и о прошлом Колымы, и о её настоящем.
Конечно, тема сталинских репрессий действительно проходит через фильм "красной нитью". Но и в этом есть своя логика. У истории региона уже давно и прочно сформировался свой ассоциативный ряд, так или иначе сводящийся к шаламовскому "Колыма - это Освенцим без печей". Потому не говорить о трагическом прошлом колымской земли - это почти то же самое, что не упоминать о нацистских лагерях при рассказе о современной жизни польского города Освенцим.
Но и в этом плане фильм получился не о цифрах и не об исторических фактах. Речь о том, что конкретный человек приехал в конкретное место и говорит с конкретными людьми. Которые имеют свой взгляд на историю, не оперируют в устной речи точными данными, могут позволить себе эмоции, обобщения, оговорки и даже противоречить сами себе - как один из героев, заявляющий сначала, что "при Сталине был порядок", а потом, что репрессии имели место из-за самовольных действий местных властей (то есть сводя их причины к вопиющему бардаку в госуправлении, что с "порядком" никак не вяжется). Да и сам автор может относиться к теме несколько поверхностно - это тоже будет говорить конкретно о нём, а не о теме документалки.
Впрочем, нельзя не отметить эффект, который фильм в итоге произвел. В финале Шифрин предсказывает, что среди критиков фильма будут преобладать "начётчики", которые будут обвинять фильм во лжи, ссылаясь на завышенные или округлённые цифры. Но по факту всё оказалось гораздо печальнее. В ходе многочисленных обсуждений фильма выяснилось, что в 2019 году существуют люди с высшим образованием, которые способны всерьёз доказывать, что убивать людей во имя Великой Цели - это нормально, травить участников фильма за их мнение о "лучшэм другэ совэтскых фызкультурныков" и даже глумиться над человеческими жизнями, прерванными и искорёженными Красным Молохом.
Не то, чтобы это было совсем неожиданно - но в этот раз получилось как-то отчётливей, чем обычно. За что создателям "Колымы..." нужно сказать отдельное спасибо.