https://www.instagram.com/p/BpkP9XnnmKi/ Сегодня, в День памяти жертв политических репрессий, в очередной раз побывал на акции "Молитва памяти", но, кажется, впервые сформулировал для себя ещё один её смысл. То есть понятно, что вопреки названию, публичное чтение имён жертв советского режима - акция скорее не религиозная, а гражданско-символическая, в чём-то даже политическая, и "это нужно не мёртвым, это надо живым". Но для каждого конкретного участника, как мне кажется, неизбежно возникает ещё один уровень восприятия - личностный.
Когда читаешь о репрессиях, арестах, судах-тройках, сложно оставаться в стороне и не ассоциировать себя с кем-то из действующих лиц. И, если не брать патологии людей, воображающих себя палачами, чаще всего читатель представляет себя именно жертвой, тем более что в центре истории как раз именно она.
Но проблема в том, что даже самое подробное описание и самое живое воображение не могут передать реальных чувств людей, попавших в репрессивную машину смерти. В этом плане любая ассоциация будет в чём-то ложной. А вот на место соседей-понятых-прохожих можно поставить себя легко - и вот тут как раз наступает момент истины. Спрячусь ли я, сделаю ли вид, что "моя хата с краю"? Или попытаюсь если не защитить, то помочь, хотя бы как-то, в меру своих сил? Проявлю ли я хотя бы сострадание к близкому? Или я из тех мразей, что прячут свой животный ужас за злорадством - мол, просто так не арестовывают, в органах разберутся, поделом супостату, а меня не трогайте, я же на "правильной" стороне?
То есть, помимо всего прочего, это ещё и разговор обо мне самом: что-то вроде попытки отрефлексировать события прошлого с возможной выработкой линии поведения и эмоционального восприятия в настоящем и в будущем. И ради такого действительно стоит стоять под дождём на холодном октябрьском ветру, дожидаясь своей очереди - чтобы прочесть имена тех, кого не спасли, не защитили, не помогли.