Список книг, прочитанных в октябре:
60. Ю. Поляков "Замыслил я побег" (7 из 10) - книга очень интересная, занятная и юморная. Но это тот случай, когда я не могу сопереживать главному герою. Не потому, что он старше меня раза в два, а в первую очередь из-за того, что никогда не страдал ярко выраженным "кобелизмом", и могу даже очень красивых женщин воспринимать только с эстетической точки зрения, издалека - даже когда они согласны на более тесное общение.
Также не могу не отметить, что Поляков явно повторяется в приемах - в первую очередь речь о попытке показать масштабные события 90-х через судьбу обычного человека: все это уже было, причем было у того же автора. Ну и постоянные намеки, что тот или иной эпизодический персонаж взят из жизни, после первых попыток угадать реальный прототип в итоге начинают просто утомлять - уж писал бы тогда сразу не "писатель Сойкин", а "писатель Сорокин", чего голову морочить-то?
В итоге книга выезжает только на юморе и интересном сюжете, но этого оказывается вполне достаточно.
61. А. Моллер "Фашизм как стиль" (5 из 10) - достаточно интересный подход к такому явлению как фашизм: автор рассматривает его не с точки зрения политики, а скорее в качестве "стиля", определенной формы мышления, являющейся реакцией на декадентскую систему ценностей, призванной "способствовать восстановлению европейским человеком утраченной целостности". Отсюда и объяснение многих противоречий в этой идеологии с жизненными реалиями - "фашисты легко смиряются с теоретическими несоответствиями, ибо восприятия они добиваются за счет самого стиля".
Занятно, но особого впечатления не произвело.
62. А. Барикко "1900-й. Легенда о пианисте" (7 из 10) - не очень хорошо воспринимаю пьесы, как правило, но в этом случае просто наслаждался самим монологом. В комментариях переводчика сказано, что текст построен по форме музыкального произведения - это очень чувствуется, особенно в финале, хотя есть уверенность, что на языке оригинала это было бы еще более мелодично.
В целом же интересна и сама история гениального пианиста, никогда не сходившего на берег, и философские мысли автора, и общая задумка.
63. К. Чуковский "Дневник. Книга 1. 1901-1929 гг." (7 из 10) - дневниковые записи, не всегда регулярные, но весьма интересные. Условно делятся на три части. Во-первых, это записи о людях, которые окружали автора: очень много о Блоке, Горьком, Репине, Л. Андрееве, чуть меньше - о Маяковском, Гумилеве, Ахматовой и Маршаке. Во-вторых, записи о творчестве (в меньшей степени) и процессе публикации (очень много): удивительно, но идиотизм советской цензуры распространялся даже на "Муху-Цокотуху" и "Крокодила" - как бы маразматично это не звучало. В-третьих, это записи личного характера, записи о семье и просто рефлексии - и тут все очень занятно получилось: специально ли так расположили составители или нет, но, начинаясь со счастливого отдыха Чуковского в Куоккале, первый том заканчивается приездом писателя туда же, но уже спустя годы, где он вспоминает прошлое и переживает душевную трагедию, видя свою разоренную и разграбленную дачу, что выглядит весьма символично.
Еще обратил внимание, что записи о дочери Мурочке составляют примерно половину записей о детях Чуковского в целом - зная ее дальнейшую судьбу, выглядит это очень трогательно и даже грустно.
В целом же чтение занятное, хотя и не всегда бесспорное.
64. М. Каганская, З. Бар-Селла "Мастер Гамбс и Маргарита" (8 из 10) - достаточно остроумное и виртуозное сопоставление дилогии Ильфа и Петрова про Остапа Бендера и не менее культового булгаковского "Мастера и Маргариты". Чисто по ощущениям - эпизоды о булгаковском романе получились более неоднозначные и спорные, зато размышления о том, что на самом деле скрывается за историями об авантюрных похождениях Бендера, интересны, неожиданны и часто полностью меняют смысл многих эпизодов, которые до этого воспринимались совершенно без какого-то подтекста. В общем, книга как минимум заслуживает внимания.
65. Дж. Хэрриот "О всех созданиях - больших и малых" (10 из 10) - по ходу чтения задавался вопросом - почему этот автор популярен меньше какого-нибудь Вудхаус - пишет-то он на порядки лучше и смешнее, да и смысла побольше. Примерно как если бы булгаковские "Записки юного врача" написал О'Генри, но о ветеринарии. В общем тут есть и над чем посмеяться, и над чем подумать, да и общее ощущение по прочтении - светлое и радостное. Не удивлюсь, если для кого-то эта книга стала решающей в выборе профессии.
66. В. Глоцер "Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс" (7 из 10) - литературная запись воспоминаний вдовы Даниила Хармса, которую автор разыскал в Венесуэле в конце 90-х. Причем книга оказалась занятной не только как собрание интересных фактов из жизни Хармса, но и как мемуары сами по себе - все-таки биография Марины Дурново была насыщенной и вне контекста "жена классика": здесь и общение с литературной богемой Ленинграда, и абсурд советской действительности 30-х годов, и ужас блокады, и жизнь в немецком плену, и бегство во Францию, и попытка начать новую жизнь на другом конце земного шара - в Венесуэле.
Более того, из-за того, что автор сохранил особенности разговорной речи Марины Владимировны, в процессе чтения иногда возникает ощущение, что ты читаешь не книгу, а слушаешь устный рассказ героини - редкий эффект для подобной литературы.
В общем, мне было интересно.
67. А. Мариенгоф "Роман без вранья" (6 из 10) - если ваш друг вдруг оказался классиком, то мемуары можно писать, например, в духе "Моя жизнь с N", где показать своего друга с бытовой стороны, в обычной жизни; можно писать в контексте "N, конечно, классик, но и помимо него у меня были интересные события в жизни". А вот Мариенгоф выбрал третий путь - писать воспоминания в манере "Я с Пушкиным на дружеской ноге" - мол, это для вас Есенин - великий поэт, а для меня так - Сереня, Сергун, Вятка. Эта хлестаковщина постоянно царапает глаз и портит, в сущности, неплохую книгу. Тем более что тот прагматичный и циничный Есенин, о котором пишет автор, выглядит гораздо более реалистично, чем устоявшийся в представлениях масс образ певца-страдальца сельских изб.
А, учитывая что у Мариенгофа также имеется книга с аналогичной темой "Воспоминания о Сергее Есенине", не совсем понятно, зачем было повторяться и почему бы не сделать акцент на себе самом и своем творчестве - писатель-то был неплохой?
Книжная полка - 2015: январь Книжная полка - 2015: февраль Книжная полка - 2015: март Книжная полка - 2015: апрель Книжная полка - 2015: май Книжная полка - 2015: июнь Книжная полка - 2015: июль Книжная полка - 2015: август Книжная полка - 2015: сентябрь