"Решения властей пугливы, как молоденькие девушки"(C)

Mar 11, 2011 11:03

Служба копипасты в режиме 24х7 докладывает:

Товарищ stas_makarov_lj опубликовал в сообществе ecm_community замечательное мнение о сути романа Кафки "Замок".

Кафка, Замок. Считается что очень мрачная вещь, об отношениях человека и власти и все такое. Надо читать/смотреть очень серьезно и думать о смысле жизни.

В театре на Таганке идет спектакль по роману Кафки, я был два раза, а в хорошей компании коллег, понимающих все тонкости работы с документами с удовольствием сходил бы и еще раз.

На самом же деле роман «Замок» про документооборот. Если воспринять все буквально, именно как написано, то коллеги-документооборотчики могут увидеть много знакомых ситуаций, которые их премного позабавят. Это точь-в-точь что мы видим у наших клиентов, такой же абсурд.

Однако, если из этого абсурда выйти, быть сторонним наблюдателем, все не так страшно. Позиция бизнес-аналитика как раз и позволяет взглянуть на происходящее в Замке и в любой нашей бюрократической контре отстраненно и с юмором.

Преклонение перед регламентами

К., прибывший во владения Замка, как-то слишком легко относится к регламентам и инструкциям. Он отнюдь не бунтарь, не говорит об их абсурдности или неэффективности, не предлагает ничего оптимизировать, реинжинирить. Он всего-навсего не испытывает к ним должного почтения, не говорит с придыханием, как обитатели деревни. Сразу видно - чужой человек, не из «системы».

Мы это видим буквально на каждом обследовании. С каким пиететом заказчики произносят слова «согласно инструкции по делопроизводству, утвержденной...» и т. д. В общем-то они почти не отличаются друг от друга, хотя клиенты любят говорить о своей специфике. И самое главное - при всем к ним почтении - эти инструкции реально не работают, схему бизнес-процесса по ним не построишь. Чаще всего эти инструкции очень асбстрагированы от сути выполняемой работы, поэтому реальные сведения приходится выпытывать в ходе интервью, и то с боем, потому что сотрудники привыкли думать, что они как будто работают по той самой инструкции.

Нужно ли все хранить вечно?
Очень хорошо удалось автору показать работу с архивом. (Глава 5. У старосты).
-- Посмотри, пожалуйста, в том шкафу, может, найдешь распоряжение.
-- И, обращаясь к К., он объяснил: -- Я тогда только начинал служить и
сохранял каждую бумажку".
Так и в наших архивах - полно бумаг, которые хранятся на всякий случай, которые никто никогда читать не будет. Это тонны и тонны макулатуры. А теперь, благодаря аутсорсингу, можно вообще не задумываться о площадях под хранение и отправлять в архив сколько угодно документов.

С электронными документами еще хуже. Файлы не видно, они из шкафов не вываливаются, проходы не загромождают. Только время от времени айтишники просят денег на новые системы хранения. Там-то уж точно можно хранить все вечно. А смысл?

И сам, каюсь, годами храню всякую ненужную ерунду, как на бумаге, так и файлы. На всякий случай. Но уже гораздо меньше. Вот прям сейчас возьму и удалю кое-что лишнее. (Немного, конечно, всего 1,3 ГБ, но удалил!)

Раздача документов
Глава 24. К. случайно присутствует при раздаче документов, это можно сказать, самый интимный момент документооборота - от того, кому направят документ, зависит как дальше его судьба и сложится (а может и судьба человека).

Издалека показался служитель, он вез маленькую тележку,
нагруженную документами. Второй служитель шел рядом со списком в руках и,
очевидно, сравнивал номер комнаты с номером в этом списке. У большинства
дверей тележка останавливалась, дверь обычно открывалась, и соответствующие
документы передавались в комнату -- иногда это был только один листочек, и
тогда начиналось препирательство между комнатой и коридором: должно быть,
упрекали слугу. Если же дверь оставалась закрытой, то документы аккуратной
стопкой складывались на полу.
При всей нелепости картины - все чиновники почем-то находятся в гостинице, все очень похоже на наши организации. Хотя может не так уж и нелепо, - в эпоху всеобщей мобильности постоянно муссируется тезис, что мол, лежите себе на пляже и одной левой согласуете документы. Почему бы не на пляже просто не отдыхать?

Да, процедура раздачи документов, начиная от их поступления до наложения резолюции порой воспринимается совершенно мистически. По инструкции любой (!), даже самый пустяковый документ должен быть сначала рассмотрен Руководителем (!) и уж только он может решить, как с ним быть.

И хотя поток документов составляет много сотен страниц в день, все упорно делают вид, что решение по каждому документу принимает лично руководитель. В жизни, естественно, все решается как-то по-другому. Никто не в состоянии прочитывать и осмысливать эти кипы бумаг. Но вместо того, чтобы нормально делегировать ответственность тем специалистам, которые реально и ведут работу по вопросу, создается видимость вертикали власти внутри каждой конторы.

Разумеется, в жизни вопрос как-то решается, ни один руководитель не будет убивать свое время на рутину. Но на почти бессознательном уровне жива еще идея, что весь поток документов идет через руководителя. Может стоит уже посмотреть на мир открытыми глазами?

Пока мы будем придерживаться таких верований, то никакой Web 2.0 нам не светит, никакие социальные сети внутри организаций не заработают. Давно понятно, что горизонтальные связи могут работать эффективнее, чем командно-административная система. Но заказчики все просят и просят «контроль исполнения», а разработчики все продолжают строить виртуальные «замки».

В общем, роман Кафки вполне можно рассматривать как отчет бизнес-аналитиков об обследовании организации и прямо по нему писать ТЗ на систему документооборота. Заказчики будут рады.

Ссылка на исходный пост

модернизация, ИТ, технологии, перепост ЖЖ, философское

Previous post Next post
Up