«Так говорил Заратустра» - невероятно емкая, невероятно насыщенная книга. Разбирать ее - дело не одного дня, даже не одного месяца. Мы можем открыть ее на первой же странице и столкнуться с великим множеством символов.
Ницше дает четкое определение сверчеловека по его отношению к человеку. "Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Посмешище либо мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для Сверхчеловека - посмешищем либо мучительным позором. "
И дальше есть огромное множество указаний на характерные особенности сверхчеловека.
Сверхчеловек - существо научное, материалистическое (Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: Да будет Сверхчеловек смыслом земли! Заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о неземных надеждах!)
Сверхчеловек - существо "безумное" с точки зрения человека. Т.е., мотивы, логические и семантические (у Ницше - "моральные", хотя это не совсем точно, поскольку "мораль" предполагает некую общность, а сверхчеловек Ницше не факт, что принадлежит к какой-то общности сверхчеловеков) структуры сверхчеловека отличаются от человеческих настолько же, насколько человеческие отличаются от обезьяньих.
Сверхчеловек подобен молнии. Что это значит - блог знает. Он опаляет? Он сверкает? Он приходит внезапно и внезапно же исчезает? Понимай кто как хочешь.
В следующей главке Заратустра описывает фазу перехода от человека к сверхчеловеку, своей "любовью" указывая на наиболее значимые фронты фазы перехода: основной упор делается на а) личностную значимость движения к сверхчеловеку б) активность в преобразовании природы и материи вообще в) способности к формированию и удержанию собственных ценностей г) познанию д) собственной гибели. Последний смысл транслируется рефреном и, пожалуй, повторяется чаще других. Из контекста понятно, что под "гибелью" понимается и гибель физическая, но и гибель "слишком человеческого", гибель душевная. Фазовый переход к сверхчеловеку возможно только путем разрушения/нейтрализации/"переоценки всех ценностей" человека. Что и приводит, сосбтвенно, к "безумию" сверхчеловека.
Если всмотреться в этот пусть и скупой, но все же портрет сверхчеловека и описание условий, в которых он возникает - определенное впечателение все же складывается. Тем не менее, для человека сверхчеловек так же непостижим и даже чужероден, и даже "безумен", как и для обезьяны сам человек.
И дальше есть огромное множество указаний на характерные особенности сверхчеловека.
Сверхчеловек - существо научное, материалистическое (Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: Да будет Сверхчеловек смыслом земли!
Заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о неземных надеждах!)
Сверхчеловек - существо "безумное" с точки зрения человека. Т.е., мотивы, логические и семантические (у Ницше - "моральные", хотя это не совсем точно, поскольку "мораль" предполагает некую общность, а сверхчеловек Ницше не факт, что принадлежит к какой-то общности сверхчеловеков) структуры сверхчеловека отличаются от человеческих настолько же, насколько человеческие отличаются от обезьяньих.
Сверхчеловек подобен молнии. Что это значит - блог знает. Он опаляет? Он сверкает? Он приходит внезапно и внезапно же исчезает? Понимай кто как хочешь.
В следующей главке Заратустра описывает фазу перехода от человека к сверхчеловеку, своей "любовью" указывая на наиболее значимые фронты фазы перехода: основной упор делается на а) личностную значимость движения к сверхчеловеку б) активность в преобразовании природы и материи вообще в) способности к формированию и удержанию собственных ценностей г) познанию д) собственной гибели. Последний смысл транслируется рефреном и, пожалуй, повторяется чаще других. Из контекста понятно, что под "гибелью" понимается и гибель физическая, но и гибель "слишком человеческого", гибель душевная. Фазовый переход к сверхчеловеку возможно только путем разрушения/нейтрализации/"переоценки всех ценностей" человека. Что и приводит, сосбтвенно, к "безумию" сверхчеловека.
Если всмотреться в этот пусть и скупой, но все же портрет сверхчеловека и описание условий, в которых он возникает - определенное впечателение все же складывается. Тем не менее, для человека сверхчеловек так же непостижим и даже чужероден, и даже "безумен", как и для обезьяны сам человек.
Reply
Leave a comment