Массовая психология и архетипы

Jul 26, 2004 12:19

Харизматические секты вполне подпадают под сферу изучения массовой психологии, как совокупности настроений, эмоций, реакций, принятых в обществе архетипов и образцов поведения, существующих внутри стихийно возникших или искусственно созданных скоплений людей. Феномены массовой психологии привлекли внимание психоаналитиков своим поразительным сходством с некоторыми невротическими переживаниями и симптомами человека. Так, К. Г. Юнг расценивал приход к власти фашистов в Германии как разновидность массового психоза, ведущего к преступлению.

Одна из основных идей Фрейда при объяснении массовой психологии состояла в том, что поведение человека в толпе подвергается определенным регрессивным изменениям: сокращается сфера его сознания, утрачивается идентичность и самотождественность, возрастает роль аффективных бессознательных влечений; происходит регресс к более примитивной душевной деятельности, которая обнаруживается у дикарей или детей, именно поэтому псевдо-глоссолалия есть возврат к детским паттернам подсознания, а это чревато отражается на состоянии сознания, которое насильно подавляется и нивелируется. Масса импульсивна, изменчива и крайне возбудима, выступает как “ожившая первобытная орда”. Особое внимание создатель психоанализа обратил на такое свойство “психологической массы”, как безусловное ее подчинение вождю, авторитету сильной личности.

Наиболее характерными примерами таких массовых образований и считаются тоталитарные секты, в которых насаждается один и тот же архетип: имеется верховный властитель, любящий каждого члена массы равной «отеческой любовью».
Используя психоанализ в сфере массовой психологии, Фрейд показал, что социальные чувства, эмоции возникают и формируются в массе на основе особого механизма аффективной связи, уподобления членов группы с вождем, сделавших его “идеалом-Я”.

Как отмечал Э. Фромм, находясь в массе, человек проникается только животной симпатией, “теплом стойла”, а не настоящей человеческой любовью, предполагающей в качестве своего основного условия свободу и независимость.
Угадайте-ка, кто это пишет. Никогда не угадаете. Православный священник Дионисий Дунаев. См. http://www.kiev-orthodox.org/questions/ А вы-то небось думали: поп - толоконный лоб. Вот так вам, богохульникам нечестивым.

психология, религия

Previous post Next post
Up