крыжовник

Jul 18, 2011 11:06



 У меня нет воспоминаний о «чистом, беспримесном счастье» (о. А. Шмеман). Но одна картина прошлого неизменно вызывает привкус горечи от невозвратности былого прекрасного мира и себя в нём, как будто именно в этом прошлом таился залог будущей вечности в лучшей и желанной её форме.

Своей дачи у нас не было, но бабушка-эмбриолог дружила с дочерью великого генетика Ш., у которого имелась дача в академическом посёлке Мозжинка. Школьные каникулы распределялись между летними поездками к отцовской бабушке в Краснодар и зимними сидениями в Мозжинке с маминой мамой. К южной бабушке, которую я видела раз в году, я обращалась на «Вы» и «бабушка», к северной, с которой почти не расставалась, на «ты» и «Ба».

Малороссийская бабка-казачка была гневлива, остра на язык, трудолюбива как муравейник. Сад и огород ломились всеми плодами овощного отдела нынешних супермаркетов. Бессловесный, кроткий и больной дед-армянин почти не появлялся из спальни. Знойные дни в Краснодаре я продрёмывала в тени сада с книгой, шевеля одними челюстями, перемалывавшими персики, пирожки (подаваемые прямо через окно из кухни), черешню, сливу жёлтую, сливу синюю, сливу зелёную. В Москву я привозила загар, жир по бокам, лениво-обиженные южнорусские интонации, хэканье и просторечный словарь.

В Мозжинке меня будили засветло и угоняли на лыжах в лес. Вечером мы с внучкой академика катались на санках или скрипели снегом «по кругу» - дороге, опоясывавшей посёлок, - рассказывая друг другу всяческие небылицы из личной жизни, недоступной проверке слушательницы. Хорошо ещё было читать в натопленной комнате очередной роман Жюля Верна и спускаться по деревянной лестнице на зов - к сырникам со сметаной и чаю с вареньем.

Некоторые картины прошлого напоминают об утраченном рае - первом безутешном горе человечества. Возможно, в изменившуюся генетику человеческого существа с тех пор был вживлён некий ген счастья, который, расцветая в детстве, с годами мутирует и превращается в свою противоположность. Поэтому так горько-сладко вспоминать иные недоступные места своего прошлого. Эту доморощенную генетику можно простить бывшей насельнице дачи академика Ш., которая с раннего детства знала, что Лысенко подлец, и легко умела пропеть «ри-бо-ну-кле-иии-но-ва-я-кис-ло-тааааа», хотя до старости так и не поняла, что именно скрывается за красотой данных созвучий.

Нынешняя Мозжинка - это каменные хоромы на месте дощатых дач, вытесненных академиками нового времени и член-коррами новой русской жизни. «Наша» дача еще держится, хотя, по слухам, и она распродаётся по кусочкам. Но что мне с того?

Меня сильнее волнует вопрос о соотношении мечты и смерти. Умирает ли первая, осуществившись? Хватит ли у нас сил возмечтать в миг последнего воздыхания? Есть ли в загробном блаженстве хоть отблеск лучших здешних минут? Русские писатели любили показать тщетность земных упований. В частности, об этом рассказ Чехова «Крыжовник», который по-прежнему читают дети в школе.
Крыжовник - единственная ягода, которую я ем только в России (разные малины и черники можно найти и в Пиренеях), ем я его на даче, теперь уже у моей собственной подруги. Подруга - учительница, живёт она с мамой-пенсионером.


  В саду у них водятся смородина, вишня, земляника, крыжовник. Не так ярко, конечно, как у бабушки в Краснодаре, где рос огромный грецкий орех (о, чёрные руки от незрелой зелёной кожуры, потому что орех созревал осенью, когда меня уже не было), черешня, яблони, на улицу через забор то и дело шлёпались абрикосы и персики... Зато у моих друзей крыжовник нескольких сортов, из которых самый вкусный, по-моему, «негус» - с тёмными, удлинёнными ягодами.

Обе женщины верующие, я присоединяюсь к старшей, когда она, сидя в кресле и надев очки, читает молитвы на сон грядущим. Читает просто - ни быстро, ни медленно, ни нудно, ни с пафосом, - а именно так, как и полагается среднерусскому сердцу на закате - естественно, искренне, сочетая голос и смысл в таком же ладном и чётком сцеплении, с каким слова следуют друг за другом: Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла...


  Пока завтракаем (оладьи из кабачков, дер-блю, безе и коньячок), разговор заходит о частом в школьной среде явлении: учительницы замужем за учениками, с разницею в возрасте в двадцать и даже тридцать лет. Шок разряжается рассказом о том, как один балбес, ученик моей подруги, в кои-то веки что-то выучил и потянул руку, чтобы ответить. А она, не разобравшись, сделала ему выговор: «Фролов, пересядь на заднюю парту, что ты тут размахался?» И только на выпускном, что ли, вечере он высказал затаённое: я тогда в первый раз сделал домашнюю работу, а Вы так со мной... Смеёмся до слез: «что ты тут размахался?!»


  Вспоминаем бабушку моей подруги. Мне рассказывают, как она умерла, на этой же даче, исповедавшись и причастившись и даже увидев свет, который озарил комнату только для неё: «Почему мы никогда не открывали это окно?». Когда бабушка умерла, стали искать, кто бы из соседей мог довезти до станции внучку - ехать в Москву оформлять документы. И начали все, как бы сговорившись, извиняться...

Внучка, преодолев жару, ступор и болезненное онемение в суставах, добралась, наконец, до московской поликлиники, а ей говорят: вам нужно брать справку по месту смерти. Эпоха до мобильных телефонов. Вопль дочери перед иконой: «У нас никого нет, кроме Тебя, мы одни, помоги ей, молю Тебя», и ровно в эту минуту (потом проверили), медсестра машет рукой и говорит: «Ладно, давайте я сделаю справку, мы тоже иногда оформляем».


После отгадываем загадку: в чём отличие Церкви от любой другой общественной организации? Ответ - в членстве: в Церкви состоят не только живые, но и умершие. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

Краснодарская бабушка объясняла: я работаю не покладая рук в саду, потому что надеюсь, что так, незаметно, за работой и умру. Но у неё случился инсульт, и она ещё долго прожила в полуподвижности, в московской квартире, у своего сына - моего отца, и, боюсь, что прожила в тоске. Московская бабушка умерла быстро, от четвёртого инфаркта, на руках у моей мамы. В Бога не верила и в церковь не ходила ни та, ни другая, одна - коммунистка-колхозница, другая - еврейка-учёный... Советский Союз моего фамильного древа, что мне с тобой делать? Что мне делать с самой собой, поросшей твоими буйными мичуринскими злаками?

Спрашиваю о варенье из крыжовника с грецким орехом. Да, воодушевляется мама подруги, я варила, это нужен особый сорт, и собирать нужно в определённое время, пока зелёный и не пожелтел, вынимаешь только косточки, а кожура и мякоть остаются. Дочь подхватывает: виден только орех, а если посмотреть на просвет, то видны и ягоды - прозрачные, дивные.

По моей просьбе, подруга, даром что учительница литературы, напоминает сюжет чеховского рассказа: всю жизнь мечтал о своей усадебке с крыжовником, накопил денег, женился на нелюбимой и богатой, уморил её, и вот сидит на террасе и пьёт, наконец, чай с вареньем из своего крыжовника. Чехов смотрит на это достижение глазами некоего Ивана Ивановича, брата героя, и, ясное дело, осуждает бесцельную жизнь, посвящённую эгоистической мечте. Но я знаю, что мы с братом Ивана Ивановича, Николаем, одной крови. Я и сейчас готова всё отдать за то, чтобы увидеть теми же глазами то огромное вечернее синее небо над заснеженным косогором, на выходе из мозжинского леса.

семья, эссе, Чехов

Previous post Next post
Up