Следует ожидать Царствия Божия, но мы, к сожалению, утратили это горение. Нас уже не волнуют слова «маран афа» (гряди, Господи, когда ты придешь?) (1 Кор.16, 22), нам как будто бы уже достаточно того, что есть. Особенно это относится к православным, которые часто верят, что уже сейчас живут в Раю и не нуждаются даже и во Втором Пришествии!
Церковь задыхается между историей и эсхатологией и все, что ни делает, она делает в свете своей полной идентичности, которая откроется в Царствии Божием.
![](http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQv7uYc0AHyTp_Xeb0shcwivo2zDGa1MoEjM30t4wEylobk-fF7vg)
Это фрагменты из статьи митр. Иоанна Зизиуласа, открывающей книгу "Церковь и Евхаристия".
Под катом замечательные по простоте и здравому смыслу рассуждения митрополита о том, с чем принято (у самих же верующих) отождествлять Церковь, и чем она является на самом деле.
Митр. Зизиулас сначала рассматривает четыре тенденции в ошибочных идентификациях церкви:
1. вероисповедническая, или идеологическая. «Можно в догматах оставаться православным и быть при этом раскольником, т.е. не иметь никаких отношений со своим епископом».
2. миссионерская, или проповедническая. В этом смысле характерен перенос проповеди с обычного ее места на Литургии после Евангелия на время запричастного стиха.
3. моралистическая. "Опасность в данном случае заключается в том, что Церковь перестает охватывать собою и грешников, и что наиболее трагично, создается впечатление, будто некоторые ее члены грешниками не являются".
4. терапевтическая, или психологическая тенденция. Исцеление от страстей, душевное успокоение и т.п. "Здесь сущность Церкви полагается, главным образом, в таинстве исповеди и монашестве. Понятие «старец» становится более важным, чем епископ, или проповедник, или богослов".
Затем З. настаивает на том, что все эти подходы имеют место в Церкви, вопрос состоит только в том, на чем будет сделан акцент.
"Если Церковь есть нравственное учреждение, то здесь она явно отстает, и потому этот показатель не может быть ее идентичностью".
"В терапевтическом искажении утрачивается понятие Тела, и Церковь становится теперь «личным», индивидуальным психологическим опытом. Чтобы я ощущал себя хорошо, чтобы я был спокоен и т.п."
Что же является идентичностью Церкви? - Таинство Евхаристии.
"Церковь пребывает в мире, но она не от мира. Ее идентичность пребывает в конце времен, в Царстве Божием, и все, что она делает в рамках истории, должно получать свой смысл от конечного предназначения мира, которым является Царствие Божие".
В заключение автор говорит о двоякой опасности, которой мы подвергаемся, если не будем бдительны.
1. Опасность обмирщения. Т.е. что Церковь забудет свою эсхатологическую идентичность, забудет, что ее предназначение не ограничивается историей. "Если ты совершаешь общественное служение, если занимаешься миссионерством, даже если ты отсекаешь свои страсти и имеешь, духовное преуспеяние, все это, по слову Апостола, сор, если не пройдет через Церковь, которая воспринимает все не с позиций истории, а в свете эсхатологии".
2. Эсхатологизация истории. "Мы забываем, что не можем сами претворить историю в Царство Божие. Потому что Царство Божие придет тогда, когда этого захочет Бог, оно не придет приметным образом (Лк. 17, 20) - мы не можем сказать когда и как это произойдет, - и следовательно, всего, что мы имеем и чему радуемся в Церкви, ее духовных благ никогда не будет нам достаточно".
"Следует ожидать Царствия Божия, но мы, к сожалению, утратили это горение. Нас уже не волнуют слова «маран афа» (гряди, Господи, когда ты придешь?) (1 Кор.16, 22), нам как будто бы уже достаточно того, что есть. Особенно это относится к православным, которые часто верят, что уже сейчас живут в Раю и не нуждаются даже и во Втором Пришествии!"
"Церковь задыхается между историей и эсхатологией и все, что ни делает, она делает в свете своей полной идентичности, которая откроется в Царствии Божием".
"Знание этого может сообщить иное настроение в нашей церковной деятельности, так что мы уже не будем полагать, что, занимаясь какой-то общественной работой или совершая духовное служение, мы несем Царствие Божие в историю, т.е. чего-то достигли. Мы всегда будем иметь ощущение, что все делаем ad ferendum, в свете Царствия Божия, которое принесет только Сам Бог. Это делает относительной социальную деятельность Церкви и учит смирению ее членов, пребывающих в миру.
Но в то же время Церковь обретает уверенность, что ее никогда не увлечет течение истории".