elshiffers

Sep 06, 2010 08:20

6 сентября - день рождения Евгения Львовича Шифферса. Создан живой журнал, целиком посвященный Е.Л. -  elshiffers. В журнале предусмотрено несколько типов публикаций:

Галерея (фотографии Е.Л.)
Биографические материалы (сейчас там - краткая биография и «Путь Евгения Шифферса», подробная, иногда поденная хроника жизни Е.Л. с выдержками из дневниковых записей).
Тексты Е.Л.Шифферса (сейчас - «Самоубийство» и евангельские главы из романа «Смертию смерть поправ»).
Публикации в интернете (свод ссылок).
Комментарии, обсуждения, дискуссии (их пока нет).
Предполагается пополнение журнала публикациями всех названных типов.

Журнал этот, с одобрения семьи Е.Л.Шифферса, ведут В.Рокитянскийgignomai  и я.

В жизни я не встречала человека с такой полной реализацией дара и личности, с таким масштабом совести и силой религиозного чувства, какие являл Шифферс. Значение его до сих пор не оценено. «Да кто же вовремя был признан и понят, кроме пошляков?» - говорит Розанов в письме к Леонтьеву.

Под катом -

1. Образчик шифферсовской независимости. Разговор студента ЛГИТМИКа Шифферса с руководителем курса, Г.А.Товстоногова по поводу поставленной Шифферсом «Антигоны» Ануя. Из интервью с актером Иваном Краско. «Киноведческие записки», 2009, 92/93

2. Размышление о самоубийстве - пример того, как мыслил Шифферс. Кусок из выступления на семинаре сектора суицидологии Института психиатрии в ноябре 1978 года. Запись была отредактирована О.И. Генисаретским. Полный текст в жж elshiffers.

3. Единственная фотография, на которой я снята вместе с Евгением Львовичем, вероятно, это начало девяностых.



1. Из интервью с актером Иваном Краско. «Киноведческие записки», 2009, 92/93
Помню их разговор по поводу «Антигоны»: «Жэна, Жэна, понимаетэ, - Георгий Александрович взял Женю за пуговку на пиджаке, - Жэна, я все понимаю, но это не так надо было... Это философский диспут, понимаэтэ, пьеса такая, понимаэтэ...» Тут Женя в свою очередь взял Гогу за пуговицу (тот оторопел): «Георгий Александрович, вы афишу видели? Там написано, что спектакль поставил Шифферс. А если бы вы его ставили, он был бы другой, и было бы написано: «Товстоногов»». Гога плюнул и убежал. В этом весь Женя!

2. О самоубийстве. Текст устного выступления (ответ на вопрос), записанный О.Генисаретским.

Если я, испытав несвободное плотское рождение, при наличном уровне сознания не контролирую свою жизненную ситуацию, то имею возможность задать вопрос Творцу: зачем Ты сотворил меня, не испросив на то моего изволения? Вот единственный сатанински страшный вопрос к Творцу. Буддизм в ответ на это говорит, ничего еще нет - вы еще не родились, вы должны выбрать свое рождение сами. И христианство то же самое говорит. Для того, чтобы избавиться от этого вопроса, я должен иметь возможность уже при наличном своем существовании - в каком-то смысле, который еще нужно найти, - вновь и теперь уже свободно выбрать свое рождение. Писание говорит, что верующим в Иисуса Христа дана власть быть детьми Божиими, т.е. замысел о творении предополагает мое свободное соучастие в том, чтобы мне стать сыном Божиим. Это уходит в тайну троичности, в высоты мистико-догматического учения о Троице. Потому что, говоря о Боге, мы говорим о трех Ипостасях; о тайне рождения Бога Сына от Бога Отца, о неслиянии и нераздельности человеческой и божественной природ в Боге Сыне и т.д. Моя мысль - в попытке ответить на ваш вопрос - сводится к тому, что при этом соучастии в выборе рождения в Боге, я должен пройти - правильно пройти - «фазу самоуничтожения», во всяком случае во всем том, что касается моего наличного существования: я должен перестать отождествлять себя с этим телом, с этим именем, с этим горизонтом жизни - после этого я должен в молитвенном предстательстве попросить помощи о том, чтобы меня проводили отсюда; и затем я должен принять таинства церкви, т.е родиться вновь от Бога: символически - через погружение в воду, причастие Телу и Крови; а реально - через смерть Христа. Таков правильный путь, иначе я, после осознания всего трагизма своей жизни и невозможности на последней глубине разрешить в себе все ее проблемы, должен был бы проклясть своих родителей: как они могли решиться, ведь был 1934 год, что они - не знали, что творилось здесь в те годы; почему меня вытолкнули жить сюда? В пределе таких вопрошаний я должен был бы осудить своих родителей? Нет, если в самом деле задаться этой проблемой как предельной, то нет. Для этого, правда, нужно было найти такого гениального философа как Шакья-Муни, который, увидев всего одного больного, но, видимо, море крови, был так потрясен, что бросил царский дом своего отца, ушел в лес и там понял не только то, что мир есть страдание, но что есть путь избавления от страдания. А мы не задаемся вопросом о трагизме бытия как такового, мы все думаем, что мы что-то подлатаем, что-то изменим, проголосуем так, а не иначе, поборемся еще за что-то… и все станет на свое место. Тогда как есть только одна возможность соучастия в своем рождении; тогда я постигаю, что моя обида и раздражение - от самолюбия: самолюбие - это тяготение к сохранению своего статуса, который я считаю самодостаточным. Повторяю: онтологически есть фаза прохождения через небытие, которая дает возможность падения. Поэтому христианство, беря на себя всю ответственность ответа о трагизме человеческого существования, апеллирует к Кресту Господа Иисуса Христа, Ипостасного Сына троичного Бога, который, пройдя через бездну смерти, воскрес и сказал о себе: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Ибо жизнь определяется как единение с Богом.

3. Он был замечательный. В его присутствии могло быть ужасно смешно ("он шутил как никто" - так Бродский сказал об Ахматовой, но у Шифферса, кроме словесного остроумия, был еще и невероятный театр в лицах), интересно (он знал и помнил ВСЕ), могло быть и стыдно - за сказанную пошлость или недобросовестную работу (плохой перевод, например), бывало дивно и странно, но как бы ты ни ощущал себя, каждое мгновение встречи казалось цельным зерном, брошенным в землю и призванным расти.

Шифферс, объявление

Previous post Next post
Up