привожу фрагменты из бесценной статьи архимандрита Василия, бывшего игумена Иверского монастыря на Афоне "Время и пространство на Святой Горе". Сборник переводов его статей готовится к печати.
Спогребение Богу как образ жизни и любовь как способ выживания в этой ситуации - вот, что больше всего меня трогает в сочинениях тех афонских писателей, которых мне довелось читать.
1. Один старый моряк говорил мне: «Раньше у нас были парусные судна. И мы не боялись открытого моря, потому что парус удерживал корабль и играл на волнах. Серьезные трудности начинались, когда нужно было подплыть к берегу. И когда мы везли на Святую Гору тех, кто собирался принять там монашество, мы знали, что больше нам не придется их возить. Мы прощались с ними навсегда, потому что они больше не выезжали с полуострова, как не возвращаются назад умершие после того, как их отнесут на кладбище».
Он назвал Святую Гору кладбищем, могилой, куда человек входит и откуда больше не выходит. И он был прав. Можно сказать, что Святая Гора - это кладбище мертвых семян, на котором проросли новые цветы, возникла другая жизнь.
2. Когда посредством своего поведения ты уступишь пространство другому человеку, ты дашь место и самому себе. Когда ты гонишь, не любишь или ненавидишь другого, ты ненавидишь себя. И если теперь ты этого не понимаешь, придет время, когда ты это поймешь.