1.
Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".
(Бродский. На смерть Жукова)
2.
Сегодня перед общей панихидой по случаю 9 мая одна женщина спросила у священника: «А зачем нужна панихида, разве не все воевавшие попали в рай?»
Священник ответил, что те, кто воевал за веру и отечество, те попали, но что многие умирали с ненавистью в душе. Упомянул и насилия, говоря, что война это ужас, и что не нам судить, поскольку мы не судьи.
От себя добавлю, что большинство воевавших принадлежали к первым поколениям, воспитанным в этической системе, которая не учитывала понятия греха и покаяния. А понятия добра и зла тоже отличались от, скажем, толстовских. В пекло бесчеловечности шли повзрослевшие персонажи из стихотворения Багрицкого «Смерть пионерки». Попадали ли они из одного ада в другой или нет - так же не интересно, как и не очевидно.
Все это я к тому, что - жалость, дикое сожаление испытываю я при мысли о тех, кому пришлось все это проживать. Закончу цитатой из того же умного, славного батюшки: «Им (погибшим) ничего от нас не надо - ни денег, ни квартир, ничего такого. Им от нас нужна молитва. А она у нас есть, потому что мы живые».
Мда: не допускать и мысли о том, что и те (мертвые), и другие (мы) свое дело уже сделали.