о вербах

Apr 28, 2013 18:14








"Вербное воскресение" по-каталонски звучит так: Diumenge de Rams. В этот день крестные обычно дарили своим крестникам пальмовую ветвь. Дети должны были быть одетыми с иголочки, желательно в неношенную еще одежду. Пальмовая ветвь palmó представляет собой длинный пальмовый лист. Лишая его солнечного света, мастера доводят лист до желтизны, а потом обрабатывают его, придавая причудливые формы. Это ремесло до сих пор живо в Каталонии, несмотря на повсеместное забвение религиозных истоков праздника. Из пальмового листа плетутся косички, а те в свою очередь заплетаются в новые узоры, на них крепятся конфеты, сахарные розы и другие фигурки из сахара.
Детей нынче почти не крестят, пальмовые ветви им покупают родители в качестве игрушек, но многие хорошо знают песню местного барда, Жуана Мануэля Серрата, под названием "Тётушка". На минуте 3:32 можно услышать, как тётушка покупает своему крестнику пальмовую ветку и пару носков, а потом они пойдут в церковь, и там, вослед за священником, восхвалят Иисуса, входящего в Иерусалим.



I el Diumenge de Rams comprarà al seu fillol
un palmó llarg i blanc i un parell de mitjons
i a l'església tots dos faran com fa el mossèn
i lloaran Jesús que entra a Jerusalem...

Это грустная песня. У тётушки нет других детей, кроме племянников. Им она даёт денежку, чтобы учились экономить, как всю жизнь поступала сама тётушка. А когда она умрёт, уже будут оплачены и ниша, и панихиды, и цветы на могиле, которые, кстати, "очень красивы в окружении чёрных лент".



Помню, меня удивляли эти ветви, после наших кротких верб, казавшиеся вычурными и неуместными. Но возможно, такое маньеристское околоцерковное искусство - не столько подмена христианского поиска, сколько попытка его наладить в условиях, где даже тётушкина любовь выражается в денежных знаках.
А вот какие ветви у нас в приходе (Сербский патриархат):



Эти огромные лавровые ветви (хватает на два года готовки с лавровым листом, уверяет меня подруга) освящаются и даром раздаются всем прихожанам. Сегодня церковь была зелёная, как на Троицу. Отец Жуан произнёс чудесную проповедь о том, что пророк предсказавший Вход в Иерусалим, увидел не осла и не город (это дело магов-прорицателей), а вход обóженого человечества в Небесный Иерусалим. Почти все проповеди в нашем приходе носят богословский оттенок. Наши священники (все как один испанцы) пришли к православию через мистику богослужений и шмемановский рационализм. Здесь редко услышишь отсылки к морали и психологии, зато часто довольно сложные рассуждения о трансцендентальной реальности христианской и литургической жизни. Вот что мне очень по душе: здесь не стремятся угодить и здесь к прихожанам не относятся свысока. Истина хрупка, непреложна, всегда выше того, что тебе по силам, но она же и придаёт силы.
Пушистые вербовые ветки, если держать их в воде, зеленеют, а если без воды, то могут долго простоять. Лавровый лист отправится в паэлью. Пальмовая ветвь с розочками и каталонской ленточкой, возможно, переживёт купивших её стариков. Ослиная жизнь медленно, но неуклонно семенит к последним вратам. А высший её смысл, небесное предназначение помавает ей сверху с тем же милосердием, с каким некогда её создало и отпустило на собственную волю. Осанна, осанна!

Posted via LiveJournal app for iPad.

Каталония, Испания, праздники, приход

Previous post Next post
Up