О киномистике

Dec 25, 2015 13:08

Пересматривая не так давно бессмертного гайдаевского "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), наткнулся на совпадение из разряда почти мистических.
Впрочем, заметно оно только внимательным киноманам-"кадроедам".


Когда Милославский грабит квартиру Шпака, на стене можно увидеть кадр из американского фильма "Большие гонки". Он был снят в 1965 году, но вышел в советский кинопрокат только в 1976 году, т.е., даже позже гайдаевского фильма.
Давайте вспомним сюжет одного из эпизодов этой, не менее бессмертной, комедии. Профессор Фейт (Джек Леммон) встречает своего двойника - монарха маленькой европейской страны Карпании, принца Хапника, и меняется с ним местами.


Теперь вспомним, о чем "Иван Васильевич". О подмене царя Ивана Грозного его двойником из ХХ века, управдомом Иваном Буншей (Юрий Яковлев)!


Прямо как говорит Дм.Киселев: "Совпадение? Не думаю..."
Конечно, Леонид Иович Гайдай вполне мог смотреть эту комедию Блэйка Эдвардса на каком-нибудь закрытом просмотре... Но вряд ли он искал для оформления декорации кадр именно оттуда. К тому же, судя по формату, это - разворот французского журнала "Cine Revue", и подобными разворотами с кинозвездами не хуже Натали Вуд, украшены и другие стены квартиры - как просто атрибутами "сладкой жизни" советского зубного техника 70-х годов...
Но копнем поглубже. Эдвардс снимал "Большие гонки", как подборку пародий на киножанры - на спортивное кино, на вестерн, на "развесистую клюкву"... В этом же эпизоде он явно спародировал культовый на Западе роман Энтони Хоупа 1894 года "Узник Зенды", в котором рассказывалась история попытки подмены монарха маленькой европейской страны Руритании, принца Рудольфа его двойником - английским путешественником... Роман был экранизирован около десятка раз, и в том числе спародирован, не только Эдвардсом...


При этом он был запрещен в СССР, но до революции, разумеется, публиковался. Его наверняка читал Михаил Афанасьевич Булгаков, и мог испытать его влияние при написании пьесы "Иван Васильевич" (впрочем, как и других произведений, хотя бы "Принца и нищего" Марка Твена).
Таким образом, круг замкнулся. Хоуп повлиял на Булгакова, экранизированного Гайдаем, повесившим кадр из Эдвардса, спародировавшего Хоупа... ;)

кино

Previous post Next post
Up