Общаясь в Донецке с прибывшими в ДНР писателями на пресс-конференции, получил подтверждение нескольким мыслям, которые довольно трудно озвучить. Точнее, озвучить не сложно, трудно действительно дать однозначные ответы на вопросы, к которым подобные размышления ведут.
На вопрос, будет ли создан роман о событиях в Донбассе, председатель СП РФ Николай Иванов начал заинтересованно отвечать. Он сразу понял, что речь идёт об «уровневом» художественном произведении с, так сказать, эпическим размахом. Он ответил, скорее, как чиновник, а не как писатель: роман пишется, роман, скорее всего, не один, а написавший - литературно выиграет.
Действительно, то, что написано или пишется сейчас - то из серии «около» или «штрихи к…». Что тут говорить, если однозначный роман, который был написан о войне 1812 года, как было отмечено на встрече, не соответствовал действительности, в чём Толстого и обвиняли прошедшую войну современники. «Ворчали старики». А о ВОВ до сих пор единственного даже пусть «не соответствующего действительности» романа нет. Есть «около», но той толстовской эпичности позапрошлого столетия в прошлом столетии уже достичь не смогли, несмотря на огромный ряд произведений на материале событий Великой Отечественной войны.
Писатель родом из Донбасса Святослав Рыбас указал на саму постановку вопроса. Романа в том смысле, о котором говорится, в принципе быть не может. «Время художественной литературы сокращается».
Тут, я считаю, важно и обратить внимание на Толстого, роман которого «не соответствовал действительности» (один из немецких философов любил в таких случаях отвечать: тем хуже для действительности!), и обратить внимание на то, что романы даже в позапрошлом веке писались именно НА МАТЕРИАЛЕ действительности.
Не думаю, что любой писатель открыто признается вам в двух вещах:
1. Он рассматривает всю эту вашу действительность как материал для произведения. Используя заголовок современного фантаста - как черновик. Весь мир, все события в нём - это черновые наброски. Естественно, «Война и мир» лучше любого черновика, лучше вашей действительности, и тем хуже для неё. Потому писателю пришлось бы смотреть на весь кошмар расстрела Донбасса, как на материал, а эпическая дистанция этого не позволит.
2. В начале прошлого века закончилось время классической музыки. Нет, сочинять продолжают, создавать продолжают, симфонии звучат и пишутся, но. Больше не получится сочинить симфонии уровня Бетховена, композиций Баха, произведений Чайковского. ВСЁ НАПИСАНО. Уже написано. Сейчас примерно такое же происходит с художественной литературой. Скоро будет поставлена последняя точка в последнем шедевре. Литература стала детерминирована временем, следовательно - потеряла «классичность», бессмертие.
.......................................................................
А что дальше? - А дальше то, что вы читаете сейчас и з последнего изданного и массового. Если вообще читаете, конечно.
И ещё. Насколько я понимаю, к поэзии это не относится. Она сама поставит точку в этом мире и уничтожит все черновики. Только - истинная
поэзия. Которая, быть может, (играясь знаменитой формулировкой) ещё даже не началась.