Немного к
"Макбету". Студенты Кембриджского университета недавно решили, что должны быть ограждены от… Шекспира. «Он нас плохому научит».
Они серьёзно.
По их мнению, пьесы Шекспира надо снабжать trigger warnings - «Осторожно, шекспировские страсти!». В заметках по этому поводу журналисты указывают, что во многих английских университетах преподаватели подготавливают молодых людей к тому, что некоторые тексты «содержат пассажи, способные привести их чувства в смятение. Предполагается, что таким образом пережившие какие-либо психологические травмы студенты будут предупреждены о возможной эмоциональной конфронтации с темами, которые могут вскрыть их зарубцевавшиеся душевные раны».
Я писал, что художественная литература, беллетристика в, так сказать, высоком смысле (то, что чуть ниже поэзии, но выше макулатуры), создаётся для того,
чтобы написанное не сбылось. Это своеобразное превращение возможного в художественное. Это может «работать» и наоборот. Например, у Достоевского в младенчестве умер сын Алёша. Но герой с этим именем выжил в кровавом водовороте «Братьев Карамазовых».
Таким образом, замок для художественных кошмаров, который хотят повесить на литературу студенты Кембриджского университета, будет сорван в этой, эмпирической действительности. В этой самой, где обитают умные английский студенты. Вся кровь со страниц книг хлынет прямо сюда. Это как весы в
стихотворении Кузнецова:
«Стена прошла через простор.
Светился в ночь глухую
По эту сторону костер,
А мерзли по другую.
По эту сторону звезда,
А темень по другую.
По эту сторону уста,
А чаша по другую.
По эту сторону часы,
А вечность по другую.
По эту - падают весы,
Взлетают по другую.
По эту сторону я взял,
А отдал по другую.
По эту - я людей спасал,
Но гибли по другую».
Телеграм-канал:
t.me/gazizovmax