Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны (с) Шота Руставели
Разработка законопроекта инвестиционных квот выходит в решающую стадию. Особенно закипела работа после того, как Президент на прямой линии «лично попросил» чиновников ускорить работу в этом направлении - ведь почти все «госсоветовские» задачи уже давно просрочены.
Росрыболовство уже представило финальную версию проекта, и ее начали обсуждать на заседании рабочей группы в Минсельхозе. В этот ответственный час неожиданно заявил о себе тот, кто молчит уже больше двух лет, и не просто заявил, а фактически попытался одним высказыванием торпедировать законопроект, который чиновники и рыбаки разрабатывают в той или иной форме уже несколько лет.
Речь идет об экс-главе Росрыболовства Андрее Крайнем, который в 2014 году был уволен с этого поста премьер-министром Дмитрием Медведевым. Стоит заметить, что с этого момента Крайний словно исчез. Интервью не давал, в прессе про него не писали. Никто не обмолвился и словом о судьбе бывшего главы ведомства. В народе стали даже поговаривать, что он вовсе отошел от дел, живет на необитаемом острове, и занимается разведением рыбы. Видимо, спокойный и медитативный образ жизни дал результат: Крайний предложил совершенно иной путь развития отечественного судостроения. Его предложения идут в разрез и с поручениями Президента и с работой ФАР.
Заявил он буквально следующее: «Предлагаю не выворачивать наизнанку закон о рыболовстве и не мудрить. Не построишь, рыбак, в России флот до первого января 2025 года - ловить рыбу не будешь. Жестко, но справедливо». И добавил, что не нужно принимать никаких постановлений, готовить нормативные акты и тому подобное. Он предлагает лишь добавить специальный пункт в Закон о рыболовстве, где будет сказано - выдавать квоты только рыбакам, которые построят суда на отечественных верфях. И тогда, считает он, в отрасль придут частные инвестиции, новые промышленные технологии, словом, отрасль расцветет.
Загадкой остается только выбранный, видимо, не случайно, срок заявления. Поправки в закон обсуждаются уже не один год, начиная с продления «исторического принципа» и заканчивая знаменитыми «инвестиционными квотами». Собираются совещания, публикуются проекты, проходят общественные обсуждения, Госсовет. И вот в момент, когда закон уже практически готов и вот-вот отправится в Госдуму, так и хочется сказать в крайний момент, возникает предложение экс-главы ФАР. Как чиновник со стажем он должен понимать, что предложения, особенно столь радикальные, уже вряд ли будут рассмотрены. То есть, по здравому размышлению, это «работа на публику», или мы с вами чего то не знаем.
В любом случае, не стоит забывать, что у Андрея Крайнего достаточно неплохой список добрых дел для отрасли - это и исторический принцип, и подписание моратория с прикаспийскими странами на промысел осетровых и возвращение РФ в мировой океан (на бумаге, правда), введение мониторинга рыбопромысловых судов для исключения несанкционированной отгрузки. Много что было им сделано для отрасли, и он - достойная внимания фигура. И, к слову, Крайний известен своими непопулярными и жесткими решениями.
Предложи Крайний эту реформу несколько лет назад, когда он был при должности, такую панику устроил бы в рыболовном сообществе! Когда Илья Шестаков, нынешний руководитель Росрыболовства, предложил выделить всего-то 20% квот из общей ресурсной базы под модернизацию отрасли, больше половины участников обсуждений просто посрывали голоса протестными заявлениями. Прошло не так много времени, и сейчас, в целом, поправка всех устраивает и заявок на строительство флота уже больше, чем могут потянуть верфи. А что бы было при Крайнем - если бы пришлось строить суда без всяких «инвестиционных квот»?
Разумеется, скорее всего, у дела как политическая, так и личная подоплека: как человек, оказавшийся за бортом ведомства, которое возглавлял с момента его основания, Крайний, конечно, не мог поддержать идею, принадлежавшую новой команде «рыбного ведомства». И выбрал не лучший момент для внесения рацпредложений. Крайний момент.
Но, с другой стороны, для отрасли это повод подумать - стоит ли бесконечно обсуждать и тормозить вполне логичные и выгодные для строительства предложения ФАР. Ведь оборотная сторона медали, волюнтаристская, может быть гораздо суровей.