Почему же в России нет и не будет свежей рыбы?
К решению вопроса об обеспечении рыбой жителей центральной части России, в первую очередь пострадавших от продуктового эмбарго, наконец, подключился глава государства. Президент России Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос субсидирования железнодорожных перевозок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России. Задача - добиться снижения стоимости транспортировки, которая может составлять до 40% цены отпускаемой потребителям продукции, и повысить, таким образом, конкурентоспособность дальневосточной рыбы на внутреннем рынке. В итоге российские поставщики получат возможность в течение двух-трех лет заменить норвежский импорт. Означает ли выход проблемы на столь высокий уровень - столь же быстрое ее решение?
По данным Росрыболовства дальневосточными рыбаками в настоящий момент добыто 312 тыс. тонн лососей. Из добытого объема лососевых 80 тыс. тонн отгружено на внутренний рынок, еще 7-10 тыс. тонн рыбы экспортировано. «Где остальное? Лежит на холодильниках, где-то ждут роста цен, где-то не могут вывезти. Порты Владивостока сейчас завалены рыбой и не хватает специализированных вагонов, чтобы перевести этот объем», -
говорит замглавы ведомства Василий Соколов.
Сотрудники РЖД обижаются: «Заявления о нехватке вагонов у меня вызывают удивление, - говорит первый заместитель гендиректора Центра фирменного транспортного обслуживания (подразделение РЖД) Сергей Колесников. - У нас 300 рефрижераторных и изотермических вагонов простаивают из-за отсутствия груза». Колесников отметил, что по данным участников рынка складские емкости на Дальнем Востоке заполнены рыбой на 95-100%, но груз к перевозке не предъявляется.
Получается парадокс какой-то. Рыбе лежит в холодильниках и ждет вагонов, а эти пустые вагоны простаивают из-за отсутствия рыбы.
«Проблема российской рыбной отрасли заключается в том, что основной объем рыбы - свыше 80% - добывается на Дальнем Востоке», - считает член Федерального агентства по рыболовству и председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев. На вопрос, как доставить рыбу к основным потребителям, которые находятся в европейской части, Александр Савельев говорит следующее: «Существует три способа. Первый способ - это железнодорожным транспортом. Второй способ - это морским путем, Северным морским путем. И третий способ - это авиационный…»
И хотя насчет 80% господин Савельев несколько преувеличил, - Дальний Восток дает две трети (или около 65%) общероссийского вылова, проблему обозначил правильно. Понятно, что авиационный способ - самый быстрый и надежный. Но доставить в центральную часть всю рыбу, выловленную на Дальнем Востоке (а это около 3 млн. тонн) самолетами невозможно. Золотая рыба получится.
«Что касается железнодорожного транспорта, - говорит Александр Савельев, - там даже проблема не в субсидировании, а в том, что парк рефрижераторных вагонов безнадежно устарел. Их не хватает. А в изотермических контейнерах, в которых весь мир перевозит скоропортящиеся продукты, перевозка дороже на 30 процентов. Поэтому она практически сопоставима с авиационной перевозкой». У нас эти вагоны-рефрижераторы еще советского производства, которыми «охлажденного лосося» не привезешь, только мороженную тушку.
Этим и объясняется, почему сегодня тихоокеанская рыба преимущественно идет на экспорт. Если к цене выловленной рыбы добавить еще и транспортный тариф - такая рыбина в потребительскую корзину среднего россиянина уже не помещается. Получается, единственный выход для того, чтобы перенаправить потоки рыбы в центральную часть России - субсидировать железнодорожные перевозки.
Но тут еще одна головная боль возникает - административные барьеры, которые наша рыба должна преодолеть. «К примеру, импортную рыбу в Россию можно ввезти по электронным документам за 2 часа, она пройдет проверку за 2 часа, - говорит председатель Совета директоров медиахолдинга "Новости рыболовства" Эдуард Климов. - Российская выловленная рыба способна проверяться Россельхознадзором до 14 дней. О чем мы говорим, когда сравниваем эти 14 дней проверок Россельхознадзора и 2 часа завоза сюда импортной рыбы. Это просто смешно!»
А еще смешнее смотреть на растущие ценники на рыбных прилавках. И уж совсем смешно становится, когда называются цифры - сколько денег из государственного бюджета требуется на субсидирование железнодорожного тарифа.
Железнодорожный тариф за перевозку рыбы - в среднем 11.5 руб. за килограмм, а у сельди 19-22 рублей за килограмм, то есть 30-40 % от конечной стоимости сельди.
По данным Росрыболовства, при возмещении 50% этой ставки из федерального бюджета потребуется выделить дополнительно 239 млн. руб., для возмещения 100% - 478 млн. руб. Субсидии, по замыслу ведомства, должны сдержать рост на конечную стоимость рыбы. Перевозчики или отправители получат эти деньги, пока не решено.
Такое субсидирование, считают в Кремле, может начаться в 2015 году, однако средства для него еще надо отыскать. Нашли же, в конце концов, средства на поддержку российских нефтяных компаний, пострадавших от санкций, (на это пошли пенсионные накопления российских граждан). Может и на благую цель поддержки рыбного промысла Дальнего Востока тоже найдутся средства?
Но есть один нюанс. Тихоокеанская сельдь отличается от атлантической не только ценой. Она сухая и соленая. А атлантическая - нежная, жирненькая и вкусная. Простите за ностальгию…