ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ...

Jan 30, 2013 10:51


...или «Игра на выбывание»

Приватизация госсобственности, о которой так много говорили как о единственном пути модернизации экономики и повышении конкурентоспособности неповоротливых государственных предприятий, напоминает лекарство с побочными эффектами: «одно лечим, а другое калечим».


После того, как в мае 2012 года президент В.В.Путин заявил о планах интенсификации приватизационных мероприятий, Правительство начало проводить конкурсы и тендеры по продаже государственных пакетов акций один за другим. Согласно планам Правительства, до конца 2018 года участие государства в экономике должно сократиться до 20%, в то время как сейчас эта доля оценивается в 50%.

Однако не прошло и года, как приватизация крупнейших объектов госсобственности обернулась кошмаром для самих предприятий и их работников. Так в декабре 2012 года компания «Мечел» выиграла аукцион на покупку 73% порта «Ванино». Порт «Ванино» является одним из крупнейших на Дальнем Востоке, через него ежегодно переваливается около 6 миллионов грузов. Порт является работодателем для 1,5 тысячи человек.

За 55% уставного капитала порта (73% обыкновенных акций) "Мечел" заплатил государству вполне приличные деньги - 15,5 млрд рублей. А сама продажа «Ванино» стала последней крупнейшей приватизационной сделкой ходящего года, - в правительственных кругах ее называли эталонной с точки зрения прозрачности конкурса и структуры потенциальных победителей.

И вот уже в середине января стало известно, что около 70% акций «Ванино» перешли от «Мечел» к трем кипрским оффшорам: Travigne Trading Limited, Sedmino Investments Limited, Opern Trade Limited. Стратегический актив, единственный незамерзающий порт на Дальнем Востоке, продан неизвестно кому. Данных об их бенефициарах нет, а в «Мечеле» заявляют, что их собственниками являются некие «российские и иностранные инвесторы». У себя компания сохранила всего 1,5% акций.


Федеральная антимонопольная служба забила тревогу, однако правительство беспокойства ФАС не разделило. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, заявил на днях, что руководство страны считает сделку "полностью легитимной" и соответствующей российскому законодательству. Тем не менее, она контрастирует с «идеей необходимости деофшоризации экономики», которую ранее высказал Владимир Путин, признает Песков.

Чиновник прав, никаких запретительных норм на проведение подобных сделок нет. Однако впереди еще несколько приватизационных конкурсов. И один из них - так и не случившаяся в 2012 году приватизация ОАО «Архангельский траловый флот».

Архангельский тралфлот основан в 1920 году и является старейшим на севере России и последним 100%-но государственным предприятием в рыбной отрасли. С осени прошлого года решалось, в какой форме пройдет приватизация - аукционной продажи, конкурса с отбором по квалификационным требованиям  или работа с одним покупателем, а также какие требования к новому владельцу будут включены в условия конкурса. Ожидалось, что декабрь расставит все точки на „i“ для крупнейшего российского рыбодобывающего предприятия, а в список обязательных условий для нового владельца будет включено обязательное требование по сохранению флота в Архангельске, содержании береговой инфраструктуры и поддержки социалки. И вот наступил 2013 год, а ни с формой проведения приватизации, ни с условиями понимания до сих пор нет.



Государство никак не может распрощаться с последней «рыбной» собственностью,  хотя дело дошло до того, что предприятию в прошлом году пришлось закладывать в банках суда, чтобы профинансировать реализацию квот на лов рыбы. Впереди - весенний выход в море, на который у Архангельского тралфлота просто нет средств.

Для предприятия сегодняшняя ситуация - еще не катастрофа, но очень близко к этому. «За 2012 год мы заработали уже больше 200 миллионов чистой прибыли. Это хороший показатель. А вот с ликвидностью тяжело, - так характеризует текущее состояние дел Андрей Орлов, первый зам. генерального директора АТФ по финансам и экономике. - Мы не получаем на текущий момент достаточно денежных средств, чтобы нормально снабжать и ремонтировать флот. Это связано с тем, что предприятием взяты очень большие кредиты на модернизацию нашего флагмана - траулера «Капитан Кравченко». Мы сделали современный, один из лучших кораблей и сейчас ждем, когда он начнет нам зарабатывать деньги, а мы сможем погасить кредиты. Ситуация осложняется тем, что все вокруг наслышаны о предстоящей приватизации АТФ. Отсюда проблемы с кредитованием. Не поддержали нас региональные банки, что очень странно, ведь они имеют невероятные залоги, которые в два раза превышают взятые нами суммы».

Перспективы на грядущую весну неоднозначны. Флагман «Капитан Кравченко» работу продолжит. В принципе, сможет работать и «Капитан Горбачев», хотя ему нужен ремонт. А вот остальной флот рискует провести 2013 у причальной стенки. Промедление с приватизацией и выбором настоящего хозяина может сорвать путину, оставить без работы сотни рыбаков и, как утверждают отраслевые эксперты, - по 6-7 человек, занятых на берегу, на каждого рыбака.

В ситуации, когда из 20 судов флота только 2 единицы могут выйти в море, компании очень сложно найти серьезного инвестора, а в условиях грядущей приватизации банки отказывают в получении кредитов. Порочный круг.

Парадокс, но именно сегодня для предприятия самый лучший момент для приватизации. Срок выделения квот по существующим правилам еще достаточно приличный - до 2018 года. Поэтому в совокупности цена активов высока. Но чем ближе к обозначенной дате будет сдвигаться выбор нового собственника, тем меньше шансов поставить претенденту нужные и АТФ, и Архангельской области, и государству условия. Ведь после 2018 правила распределения квот могут измениться.

Противники приватизации и сторонники жестких условий конкурса опасаются, что флот попадет не в те руки и новый хозяин погубит его. Обеспокоенные судьбой единственного крупного налогоплательщика в Архангельске, жители региона тоже боятся, что траловый флот после приватизации просто перестанет существовать.

Не хочется проводить параллели, но ситуация с Ванинским портом, когда вместо одного серьезного инвестора появились три кипрских оффшора, может повториться с любым другим предприятием - поскольку, повторимся, это «не противоречит закону». А в таком случае вся эта эпопея с приватизацией госкомпаний - Ванино, Архангельского тралового флота, а также других крупных предприятий, которые должны пойти под молоток - Сомкомфлот, АЛРОСА, РусГидро, Роснефть, станет похожей игру на выбывание, детскую считалку «Десять негритят пошли купаться в море». Или не очень детскую, потому как участь малышей была трагичной.

С высоких трибун говорят, что раньше приватизация госпредприятий была нацелена на максимизацию поступлений в бюджет, а приоритеты «новой» приватизации - повышение конкурентоспособности компаний за счет прихода нового, более эффективного собственника. Главное, чтобы этот новый собственник не перепродавал полученные акции еще более эффективным инвесторам - например, с кипрской пропиской

Фиш-новости, Записки из трюма

Previous post Next post
Up