Наверное, нет более кощунственной ереси в
харизматическом движении, чем лжеучение с говорящим названием ИУД[1]. Суть
ереси в её крайнем проявлении озвучивает знаменитый телеевангелист Бенни Хинн:
«Змей - это
символ сатаны. Иисус Христос знал, что единственный способ остановить сатану -
это приобрести его природу… Грех - это то, что сделало сатану сатаной… Когда
Иисус стал грехом, Он воспринял его от «а» до «я»… Он стал смертью, чтобы
смертные могли жить. Он стал грехом, чтобы грешники стали праведными в нем. Он
стал одной природы с сатаной, чтобы те, кто имели природу сатаны, смогли
приобщиться природе Бога»[2].
Харизматические апологеты стараются
продемонстрировать маргинальность ИУДа[3], представить его неким теологуменом,
с которым не согласно большинство учителей веры. Открещивается от ИУДа и руководитель
отдела богословия РОСХВЕ[4] М.В. Дубровский:
«Здравствуйте!
Я слышал, что у пятидесятников есть такая доктрина «Иисус умер духовно». Не
могли бы Вы объяснить, что имеется в виду?..
Честно говоря,
о такой доктрине я впервые услышал от Вас! В результате поиска в интернете я
действительно смог обнаружить, что есть люди, которые приписывают нам такую
доктрину. Якобы, Христос испытал на себе не только физическую смерть, но и
духовное отделение от Бога. Что ж, пусть это останется на их совести. Я, со
своей стороны, могу заявить совершенно однозначно, что мы в эту ересь не верим
и никогда не верили, равно как и то, что в наших церквях такому не учат...
К сожалению,
люди часто приписывают другим какие-то еретические воззрения, даже не
попытавшись выяснить, насколько то, что они утверждают, является правдой…
С уважением,
Пастор Михаил Дубровский»[5].
М.В. Дубровский ошибается: в его «церквях» ИУДу учат,
и он не первый, кто пытается отказаться от подобного клейма. Шведский учитель
веры и основатель широко известного харизматического движения «Слово Жизни»
Ульф Экман совершил аналогичную попытку задолго до того, как главный богослов
РОСХВЕ узнал о существовании наизнаменитейшей харизматической ереси[6]:
«Другое
утверждение, что дух Иисуса и Его сущность угасли и были заменены духом дьявола
те три дня, когда Иисус был мертв, совершенно ошибочно. Утверждение, что дьявол
водил хоровод в аду эти три дня, - это выдумка, тоже не имеющая под собой
никакой реальной библейской почвы»[7].
Поразительным является факт абсолютной безграмотности
главного богослова крупнейшего харизматического союза: судя по всему, он не
читал ни сектоведов, ни харизматический бестселлер «Доктрины»[8] Ульфа Экмана,
который отрицал мысль о восприятии Христом природы сатаны и страдания Спасителя
в аду. И, тем не менее, Экман и не думает отрицать сам факт осуществившейся духовной
смерти Иисуса и Его отделения от Бога:
«Дискуссии о
том, умер ли Иисус духовно или нет, приводят часто к полному замешательству.
Если мы, люди, по причине греха духовно мертвы, то логично, что и Того, Кто
искупил нас, духовная смерть тоже должна была коснуться. Те, кто утверждают,
что Богу невозможно умереть, не понимают значения самого понятия смерти…Смерть
означает не угасшее существование, но обрыв общения! Физически мертвый человек
продолжает существовать, но его контакт с жизнью на земле обрывается. Жизнь
означает связь с окружающим миром, а смерть - разрыв этой связи. Когда
разрывается общение с Богом, тогда приходит то, что называется духовной
смертью. В момент, когда гнев Божий проявлялся по отношению ко греху, который
Иисус вознес на крест, Сам сделавшись грехом (1 Кор. 5:21), Иисус испытал
оставленность Богом и духовную смерть»[9].
Экман оставляет сердцевину ИУДа - духовную смерть
Христа. Только вместо мучений в аду, последствиями духовной смерти он называет
богооставленность. Такое «богословствование», впрочем, позволяет обвинить
Экмана в несторианстве (или арианстве). Божественная и человеческая природы во
Христе объединены в Его Личности и неотделимы друг от друга, в то время как
Экман утверждает, что на некоторый промежуток времени Бог оставил Спасителя, следовательно,
в Нём пребывало две личности, человеческая и Божественная, или, в случае с
арианством, Христос никогда не был Богом.
Обратим внимание на причину, по которой Экман не
отказывается от ИУДа: «Если мы, люди, по
причине греха духовно мертвы, то логично, что и Того, Кто искупил нас, духовная
смерть тоже должна была коснуться».
Харизматы утверждают, что «невозрожденные» люди
духовно мертвы, полностью подчинены сатане и обладают его природой:
«Прежде, чем ты
родился свыше, ты имел другую природу. Нравится тебе это слышать или нет, но ты
был дитя дьявола прежде, чем ты родился свыше. Ты можешь иметь только одного
отца. Либо ты имеешь Бога своим отцом, либо дьявола»[10].
«В том старом
духовном человеке была природа диавола. Это как раз та природа, которой уже
нет, или греховное тело, которого уже нет»[11].
«Он стал одной
природы с сатаной, чтобы те, кто имели природу сатаны, смогли приобщиться
природе Бога»
[12]
.
После «возрождения», по мнению харизматических
учителей, верующий приобщается природе Бога:
«Не забудь
никогда, что мы рождены от Бога (Ин.1:12-13) и в нас Его природа. Эта
Божественная природа, которую мы приняли, пришла к нам, когда мы приняли
Слово Божье»[13].
«Когда мы
родились свыше и приняли природу Бога, то самым важным нашим приобретением была
способность понимать духовные вещи»[14].
«Я говорил
каждое утро: «Я имею Божью природу, Божью жизнь и Божья мудрость во мне». Если
кто-то спрашивал меня, я рассказывал об этом. Они думали, что я сумасшедший, но
я продолжал говорить им это по дороге в школу»[15].
«Если ты имеешь
природу Бога, то ты имеешь Его наследственность, и Его природа вложена в тебя через
Духа Святого»[16].
Традиционное протестантское богословие видит в
искуплении избавление человека от праведного гнева Божьего, сатисфакцию,
благодаря которой верующий приобретает вмененную праведность. Харизматические
учителя идут намного дальше и наряду с «вмененной праведностью» провозглашают онтологическую
святость собственного духа, более того наделяют его божественной природой. Уверения
защитников неопятидесятничества в отсутствии серьёзных богословских отличий харизматического
учения от традиционного протестантизма являются как минимум некомпетентными:
«Кроме того,
пятидесятники, в том числе и неохаризматы, вписываются в общепротестантскую
«матрицу», и отделять их от «корней» нет оснований»[17].
Основания для отделения харизматов от «корней»
протестантизма весомые и кроются в харизматической антропологии, которая в свою
очередь является фундаментом, на котором неопятидесятники основывают свою
духовную практику. Мысль о безгрешности собственного духа, о соединении его с
природой Бога[18] имеет следствием уверенность в собственных духовных
способностях:
«Бога не
следует искать на миллионы миль вдали. Он удален от нас и не на две тысячи лет
назад, Бог не только в будущем. Ваш Бог пребывает внутри вас вместе со всеми
своими возможностями, силой и властью - Его адрес в вас. Вот поэтому вы можете
молиться и говорить с Ним ежедневно и в любое время. Вы можете касаться Его,
можете черпать из Его источников посредством веры и молитвы. Когда вы громко
вопиете, Бог слышит вас. Когда вы говорите шепотом, Бог слышит вас. Когда вы
размышляете, Бог постоянно слышит вас, потому что Он пребывает внутри вас, и Он
силен восполнить всякую вашу нужду»[19].
«Когда я
касаюсь вашего пальца, я прикасаюсь к Богу и к Иисусу. Когда я прикасаюсь к
макушке вашей головы или подошвам ваших стоп, я прикасаюсь к Богу и к Иисусу,
который в вас.
Осознавая это,
я понимаю, что сила Божьего Духа во мне исцеляет больных и освобождает пленных.
Иисус говорил: "Я почувствовал, как целительная сила исходила из
Меня". Вот эта сила и исцеляет больных.
Наш дух целиком
и полностью исполнен Божьего Духа, и мы должны знать, как вводить духовный
"пенициллин" в тела больных для того, чтобы исцелить их. Именно сила
Божьего Духа исцеляет больного. Принцип исцеления заключается в умении сделать
больному животворящую инъекцию»[20].
«Никогда не
нужно бояться, что Бог не захочет или перестанет с нами разговаривать. Если мы
не поймем Его с первого раза, Он будет обращаться к нам до тех пор, пока мы не
услышим Его. А теперь закройте эту книгу и прислушайтесь к Его голосу. Скажите:
«Говори, Господи, я слушаю!» Побудьте какое-то время в тишине. Он обратится к
вам из самых глубин вашего сердца. Поклонитесь Господу и знайте, что ваш дух
озарился огнем Божьим. Может быть, этот огонь сожжет одну из «твердынь сатаны»,
или же, если вы заблудились, осветит ваш путь. А посему - слушайте!»[21].
Харизмату не обязательна аскеза, борьба со страстями
для прикосновения к благодати. К обожению,
как к энергийному (а не сущностному) пребыванию Бога в душе православные
преподобные шли всю свою жизнь, неопятидесятники, по сути, получают обожение собственного духа в акте крещения
Духом Святым со знамением говорения на иных языках. Всё что остаётся сделать харизмату
- предоставить возможность прорваться внутренней святой природе во внешнюю
периферию души и тела[22].
В этом пункте харизматы де-факто разрубают единый состав человеческого естества
на отдельные составляющие: безгрешный дух и ветхого человека, состоящего из
души и тела. Причём граница, отделяющая ветхого человека от нового так велика,
что святость духа абсолютно никоим образом не влияет на моральный облик души и
тела[23].
Таким образом, харизматические притязания на
особенные духовные дарования обосновываются антропологическими выкладками,
которые в свою очередь накладывают отпечаток на сотериологию. При всём желании
отказа от ИУДа, харизматы не могут себе позволить пойти против идеи обожения собственного духа. Формулировки
могут видоизменяться, но корень ИУДа, являющийся следствием еретичной
трихотомической модели будет присутствовать всегда. Данный довод считаю
необходимым подтвердить цитированием вышеупомянутого руководителя отдела
богословия РОСХВЕ М.В. Дубровского, отвечающего на очередной вопрос:
«В одном из
ваших комментариев я прочитал, что когда Иисус умирал, не произошло разделения
Троицы. Но ведь Мф27:46 - Отец не мог быть с Иисусом в момент Его соединения с
грехом?..
… В самом деле,
как можно объяснить, что Иисус - и Бог, и человек? Ведь одно другому
противоречит! Как могут три Личности быть одним Богом, при том, что каждая из
Личностей тоже является Богом в полной мере, т.е. в Лице Иисуса Христа или
Святого Духа мы имеем дело с полнотой Божества, а не с частью! Эти, как и
многие другие вещи, человеческий разум не может охватить в полной мере. Нам
остается иметь дело с противоположностями, каждая из которых является истиной!
Подобным образом обстоит дело и с Голгофской жертвой. Ведь сам факт того, что
Сын Божий берет на Себя наш грех - уже непостижимый факт! И разве может Слово
умереть? Тем не менее, это происходит! Мы стоим перед событием, которое мы не в
силах осмыслить... Святой Сын Божий соединяется с нашим грехом, но не теряет
при этом Своей святости и Божества... И Троица при этом тоже не разрывается,
поскольку Бог един, и это единство - сама природа, сущность Божества»[24].
Видимо русским харизматам приходится мимикрировать в
условиях существования на канонической территории РПЦ и приводить собственные
ереси в удобоприятный вид. Только ИУД от этого совсем не исчезает, лишь
прячется в панцирь туманных формулировок и «благоговения» перед тайной единения
Бога с грехом(!). Уже через пару лет после первого вопроса пастор Михаил
перечёркивает собственные уверения об отсутствии ИУДа в РОСХВЕ: «Сын Божий берет на Себя наш грех - уже
непостижимый факт!.. Святой Сын Божий соединяется с нашим грехом». Следующее
утверждение свидетельствует либо о полной богословской безграмотности в
использовании терминологии, либо об исповедании смерти второй Ипостаси Троицы: «И разве может Слово умереть? Тем не
менее, это происходит!»[25].
В данной статье можно наблюдать эволюцию
харизматического учения: «апостол» Экман отрицал принятие Христом сатанинской
природы, но утверждал духовную смерть Спасителя, сущностное принятие им
человеческого греха и Его разрыв с Божеством. Позиция РОСХВЕ, озвученная М.В.
Дубровским, состоит в том, что они верят в принятие Христом человеческого греха
по существу «Святой Сын Божий соединяется
с нашим грехом», но отрицают факт отделения Спасителя от Божества.
Отказавшись от необязательных фантазий по поводу восприятия
Христом сатанинской природы и Его мучений в аду, харизматы не могут отбросить
главного фундаментального пункта ИУДа - принятия Христом греха по существу.
Высказав лишь одну эту мысль уже необязательно озвучивать последствия, они и
так очевидны - грех всегда имеет плодом духовную смерть: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и
смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).
Почему же харизматы не могут отказаться от идеи
сущностного восприятия греха? Дело в том, что отказ от этой кощунственной ереси
автоматически приводит к краху харизматической антропологии с её обожествлённым
человеческим духом. Согласно харизматическим проповедникам дух невозрождённого
человека мёртв, полностью подчинён греху, а это значит, что одного лишь
юридического помилования недостаточно для его онтологического изменения,
необходимо особенное промыслительное действие Спасителя по воскрешению омертвелого
человеческого духа и наделению его божественной природой. Являясь преемниками
протестантской парадигмы мышления, харизматические учителя видят акт спасения
человеческого духа в Крестной Жертве, во взятии Христом всей человеческой
греховности. Отринув кощунственную ересь, харизмату придётся смириться с
собственной заурядностью и отказаться от оккультных практик по раскрытию в себе
«внутреннего безгрешного человека». Таким образом, ИУД является приметой
харизматического движения, своеобразной меткой, избавление от которой лежит
через потерю собственной харизматической самоидентификации.
Примечания
- Аббревиатура “Иисус умер
духовно”.
- Hanegraaf H. Christianity in Crisis.
- Так, например, аспирантка
Центра изучения религий РГГУ Оксана Куропаткина написала статью под
названием «Харизматы-пятидесятники: «сектанты» или «христиане»?». В статье
автор попытался поставить под сомнение отдельные утверждения российских
сектоведов о харизматическом движении.
- Российский объединенный
Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). В состав союза входят 20
ассоциаций в основном харизматического толка.
- http://old.cef.ru/14/140003/a/6185/
.
- Слово Жизни является крупнейшим
образованием, входящим в состав РОСХВЕ. Пастор московского отделения Слово
Жизни Маттс-Ола
Исхоел занимает в союзе пост 1-го заместителя председателя
союза С.В. Ряховского, а так же пост руководителя Духовного Совета.
- Ульф Экман. Доктрины.
- Удивление от оплошности усиливает
и тот факт, что книга Ульфа Экмана «Доктрины» является практически
единственной в своём роде: в ней автор предпринимает попытку составления
катехизиса собственного вероучения. Оставление этого знаменитого труда без
внимания является непозволительной халатностью для руководителя отдела
богословия РОСХВЕ.
- Ульф Экман. Доктрины.
- Ульф Экман. Твои
возможности в Боге.
- Кеннет Е. Хейгин. Зое -
Божественная жизнь.
- Hanegraaf H. Christianity in Crisis.
- Вейн Варнер. Избранные
вдохновенные проповеди Смита Виглсворта. Только веруй!
- Дэйв Роберсон. Сила,
рождённая Духом.
- Кеннет Е. Хейгин. Зое -
Божественная жизнь.
- Ульф Экман. Твои
возможности в Боге
- Оксана Куропаткина.
Харизматы-пятидесятники: «сектанты» или «христиане»?
- По своей сути
бессмысленное утверждение: человек не может быть причастником божественной
природы в силу трансцендентности Бога. Божественной природой обладает лишь
Бог, таким образом стать причастником божественной природы невозможно не
став при этом Богом.
- Йонги Чо. Четвёртое
измерение.
- Чарльз и Фрэнсис Хантеры.
Справочник для исцеления больных.
- Ральф Нейбор. Вводный
курс.
- Отец-основатель движения
веры К. Хейгин в книге «Как быть ведомым Духом Божьим» описывает
оккультно-медитативный способ реализации данного прорыва: «Одно из самых
чудесных духовных упражнений - это молиться на языках каждый день. В таком
случае ваш дух будет в прямом контакте с Отцом духов. Когда вы молитесь на
языках, ваш разум усмиряется, потому что молитесь вы в таком случае не из
разума. А когда ваш разум усмиряется, вы больше осознаете свой дух и
духовные сферы. Выходите из сферы чувств. Выходите из сферы плоти.
Выходите из сферы человеческих размышлений. Входите в сферу веры и в сферу
духа. Вера от духа, и именно там происходит самое великое!».
- В харизматической
концепции человеческий дух настолько опосредован от души и тела, что может
и не оказывать какого-либо заметного влияния на «ветхого человека» не
теряя при этом своей связи с Духом Святым и собственной святости. Так,
например, пророк Лиардон оказался замешан в гомосексуальном скандале, Тодд
Бентли в прелюбодеянии, Сандей Аделаджа в мошенничестве. Все перечисленные
поступки не помешали им продолжить собственные служения, использовать дары
харизмы.
- http://cef.ru/consultation/bogoslovie/?id=155#q
.
- Приняв во внимание ниже
следуемые выводы, выбор второго варианта мне представляется логичным.