«Sola Scriptura» - предание старца?

May 08, 2011 22:09


 Он же сказал им в ответ: зачем и
вы преступаете заповедь Божию
ради предания вашего?
(Евангелие от Матфея 15:3)




Sola Scriptura! - вот уже почти пятьсот лет эти два красивых слова венчают собой многочисленные знамена последователей Реформации Мартина Лютера. И в самом деле, прислушайтесь, как звучит: «Только Писание!».

«Только» - и перед глазами встает великий реформатор, не гнущий шею ни перед папой, ни перед судом инквизиции: он смотрит всем им в глаза и говорит: «Только!». Сколько упорства, подвига и страсти в этом «только».

«Писание» - и мы видим, как августинский монах Лютер поднимает вверх руку с зажатой в ней большой книгой, громогласно вещая: «Писание!». Сколько уверенности, надежности и благоговения в этом слове.

«Только Писание» - не просто тезис, не просто лозунг, но флаг, однажды поднятый Мартином Лютером и несомый его последователями до сих пор. И не смотря на то, что продолжатели дела великого реформатора давно разошлись в разные стороны, каждый из них продолжает нести его знамя «Sola Scriptura».

Но не скрывается ли в этой притягательной формуле ошибки? Почему все те, кто идут под знаменем «только Писание» рано или поздно расходятся в разные стороны?

Предлагаю критически взглянуть на фундаментальный принцип протестантизма «Sola Scriptura».

1. О соответствии тезиса Sola Scriptura Писанию

Если тезис «Sola Scriptura» истинен, то он должен быть недвусмысленно отражён в Писании. Сама Библия должна свидетельствовать о своей единственности и самодостаточности в плане построения всего спектра христианской жизни и учения. Но так ли это?

Протестанты приводят определенные места Писания в поддержку тезиса «Sola Scriptura».

«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:15,16).

Наверное, каждый протестант, с которым я начинал разговаривать о Писании, упоминал этот отрывок. О каком Писании говорил Апостол Павел? Конечно, о ветхозаветном, потому что Писания Нового Завета в детстве Апостола Тимофея не существовало. Стоит ли тогда основываясь на этом стихе признать все новозаветные книги ненужными преданиями?..

Необходимо иметь ввиду и тот факт, что свод книг Ветхого Завета был оформлен иудеями лишь на рубеже I и II веков нашей эры, а это значит, что произнося слова «всё Писание» Апостол подразумевал и те книги, которые не вошли в иудейский канон.

И, наконец, где мы видим в приведённой цитате первую часть знаменитого тезиса «только»? Разве Апостол Павел утверждал, что только лишь Писание «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»?

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17).

«Вера от слова Божия, а слово Божие - это Писание. Никакие предания для созидания нашей веры нам не нужны!» - приблизительно так интерпретируют протестанты вышеприведённый библейский отрывок. Тем не менее, прочитав контекст этого стиха, становится ясно, что речь идет не о Библии, но об устной проповеди Евангелия, и только лишь огромное желание протестантов каким-либо образом оправдать излюбленный тезис помогает им закрывать глаза на очевидность контекста данного стиха и интерпретировать его в удобной для себя форме.

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

Этот стих используется для того, чтобы утвердить необходимость одного лишь Писания и продемонстрировать пагубность Предания. Причем протестантов не смущает тот факт, что в стихе говорится не о Библии, а о Христе: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9,10).

Именно во Христе, а не в Книге мы видим полноту Божества и имеем в Нём полноту. Предания человеческие могут отвести нас от этой полноты в сторону, поэтому Церковь имеет Предание не человеческое, но Апостольское, вдохновлённое Духом Святым, раскрывающее правильное учение о Христе.

«Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано!» (1Кор.4,6).

В этом стихе протестанты видят воплощение тезиса «Sola Scriptura»: «сверх Писания ничего нельзя добавлять, им всё ограничено». И здесь мы наблюдаем очередную фальсификацию, которой протестанты оправдывают своё вероучение. В первых главах послания Апостол Павел описывает ситуацию, сложившуюся в общине коринфских христиан: возникновение различных, обособляющихся друг от друга партий, использующих авторитет своих учителей для раскола. Апостол Павел увещевает коринфян следующими словами: «я насадил, Апполос поливал, а возрастил Бог, посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор3,6-7). И именно к этому воззванию относится просьба Апостола не мудрствовать сверх написанного, то есть не чинить расколы, организовываясь в партии по имени крестившего их учителя: «Ибо мы соработники у Бога» (1Кор.3,9).

Итак, мы видим, что тезис «Sola Scriptura» не подтверждается самим Писанием и не содержится в нём. Мною были приведены и разобраны основные библейские стихи, на которые ссылаются протестанты в обосновании тезиса «только Писание». Оставшиеся, не приведенные мной библейские цитаты, на которые ссылаются многочисленные протестанты не стоят и минимального внимания, так как любой вдумчивый собеседник сразу заметит чудовищную подмену, которой протестанты пытаются обосновать свой излюбленный тезис.

2. Писание об Апостольском Предании

В предыдущей главе был продемонстрирован стих Кол 2:8, который пытаются использовать протестанты для опровержения православного Предания, называя его преданием человеческим. Однако протестанты забывают, что Писание повествуют не только о человеческих преданиях, но и об Апостольском Предании Церкви:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2).

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3, 6).

«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20).

Один и тот же Апостол Павел предостерегает от человеческого предания и завещает Церкви хранить своё, Апостола Павла предание. Разве Апостол Павел не человек? От чего он противоречит собственным словам, призывая Церковь держаться собственного, человеческого предания? Из этого мы делаем вывод: Апостол различал «человеческие предания» и то Предание, которому учили Церковь Апостолы. Именно это Предание в Православии названо апостольским.

Обычно протестанты в этом месте возражают и говорят, что Апостольское Предание полностью запечатлено в Библии и именно Писания завещал держаться Апостол Павел. Но не лучше ли «осведомиться» у самого Апостола в том, что он подразумевал под термином «предание»?

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).

Павел называет Преданием как устную, так и письменную проповедь. Следуя словам первоверховного Апостола, Церковь и ныне называет Писание основной частью Апостольского Предания. Таким образом, Писание заповедует нам держаться устной апостольской проповеди, что и исполняют православные, соблюдая преемственность Апостольского Предания. Но как это могут сделать протестанты, оторванные от устной апостольской проповеди двумя тысячелетиями истории?..

То, что Апостолы учили преимущественно устно, видно из ниже приведенных библейских отрывков:

«Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (З Ин. 1, 13-14).

Апостол Павел обращается к пресвитерам Ефесской Церкви словами:

«…ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян.20:27).

Но разве в послании к Ефесянам мы видим всю волю Божию? Неужели все три года устной проповеди Апостола вместились в шесть коротких глав, и ими можно заменить всё Писание? Конечно - нет. Именно устное учение Апостола было основанием Церкви в Ефесе, его послание являлось лишь дополнением и напоминанием об уже проповеданном.

3. Само Писание нарушает тезис «Sola Scriptura»

В Новом Завете мы встречаем цитирования из устного предания и книг, не вошедших в канон Ветхого Завета.

«Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2Тим.3:8).

«О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (Иуд. 1, 14).

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9).

Ни пророчество Еноха, ни история о Иамврии и Ианнии, ни спор о Моисеевом теле не запечатлены в Ветхом Завете. Здесь мы видим нарушение тезиса «только Писание» самим Писанием, что в очередной раз демонстрирует несостоятельность основополагающего протестантского догмата.

4. Сами протестанты используют православное Предание

Большинство протестантов исповедуют тринитарный и христологический догматы. Даже баптисты считают уместным использование Никео-Цареградского Символа веры. Почему им недостаточно одной лишь Библии? Зачем они прибегают к православному Преданию? Ответ на этот вопрос очевиден: пользуясь лишь аргументами Писания нельзя с уверенностью утверждать истинность тринитарного догмата. Те же, кто ставит под сомнение православный Символ веры, приходят к отрицанию Троицы: иегововисты, мормоны, евангельские христиане в духе апостолов, адвентисты[1].

Ещё на этапе утверждения тринитарного догмата святитель Василий Великий писал о тех, кто отвергал Духа Святого, отталкиваясь лишь от текста Писания, не взирая на Апостольское Предание:

«…у всех противников и врагов здравого учения одно общее намерение - поколебать твердыню веры во Христа, ниспровергнув и истребив апостольское предание. По сей-то причине, как наружно честные должники, громко требуют доказательств из Писаний и отвергают не подтвержденное Писанием свидетельство отцов, как не имеющее никакой силы. Но мы не отступимся от истины, не предадим ее из робости. Ибо если Господь сочетание Святого Духа с Отцем предал, как необходимый и спасительный догмат, они же рассуждают иначе, отделяют, отторгают Духа и низводят Его в природу служебную, то не правда ли, что они хулу свою ставят выше Владычней заповеди? Поэтому, оставив все споры, рассмотрим сообща с ними, что есть у нас под руками»[2].

Символ веры является плодом Апостольского Предания Церкви. Наивными выглядят попытки протестантов уверить православных в том, что они и без какого-либо символа, пользуясь лишь Писанием, проникли бы в тайну единого бытия Бога в Трёх Ипостасях.

Но ещё более наивными выглядят протестантские потуги доказать Писанием знаменитое халкидонское исповедание: «Христа, Сына, Господа, единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». И если пресловутый когнитивный диссонанс может помочь протестанту поверить в то, что ему не нужен Никео-Цареградский Символ веры для понимания Троицы, то в случае с Халкидоном никакие самовнушения не помогут: в формат Писания очень удобно помещаются все христологические ереси. Несториане, монофизиты, монофилиты, аполлинаристы и многие другие без какого-либо труда объяснят свою правоту Писанием. И это совсем неудивительно, так как Халкидон является плодом Предания и его богословского осмысления.

Заключение

Тезис Sola Scriptura:

- не сформулирован в Писании;

- опровергается самим Писанием, которое утверждает необходимость Апостольского Предания;

- нарушается Писанием, так как Новый Завет содержит цитирования, отсутствующие в канонических книгах Ветхого Завета;

- нарушается самими протестантами, исповедующими Троицу и халкидонский догмат.

Принимая во внимание перечисленные выше выводы, приходится констатировать очевидный факт: знаменитый тезис «только Писание» является ничем иным, как преданием старца Мартина Лютера.

Плод этого предания весьма впечатляющий: на сегодняшний день мы наблюдаем десятки тысяч разрозненных протестантских групп, каждая из которых считает себя наиболее правильной, лучше других понимающей Писание. Прописанное старцем Лютером «лекарство» «Sola Scriptura» продолжает убивать и расчленять единство протестантского сообщества и уже хотя бы этим демонстрирует свой ядовитый состав.

Что же мешает прозреть современному протестантскому сообществу и признать очевидную лживость знаменитого тезиса? Выскажу свое сугубо личное мнение: каждая протестантская деноминация на том или ином этапе своего развития выработала собственное предание: традиции, принципы духовной жизни, своё осмысление христианства. Всё это весьма далеко отстоит от Православия и побуждает протестанта остановиться на том образе искаженного христианства, которое он привык считать истинным. Ведь отказ от примата Слова приводит к мысли о примате Церкви и её Предания, а с этим современному протестанту не хочется соглашаться. Но всё же я продолжаю надеяться на чудо…

Примечания

1. Адвентисты долгое время отрицали личностное бытие Духа Святого.
2. Святитель Васили Великий "О Святом Духе. К Амфилохию, епископу иконийскому".

Писание, sola scriptura, Православие, Лютер, Предание, апологетика

Previous post Next post
Up