Ветхозаветный Лютер

Sep 25, 2010 12:42


 Но вы - род избранный, царственное
священство, народ святой, люди, взятые
в удел, дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:9)
Однажды великий немецкий реформатор Мартин Лютер громогласно провозгласил «Sola Scriptura» и мир изменился. Западные народы начали читать Писание на родных языках. По-новому открыли для себя смысл веры. Иными глазами взглянули на Бога, Церковь, Веру. Свободная от папского гнета ещё вчера плененная душа воспарила к Горнему Престолу на крыльях Слова Божьего. Возрадовавшись и возвеселившись обретенной свободе, все силы направила на раскрытие Писания в своей жизни. Кандалы католического предания пали и отныне душа обещалась строить свою жизнь по истинному мерилу, - Писанию...
Объединенные на миг этой удивительной идеей освобожденные реформаторы разошлись в разные стороны подобно тому, как после смешения языков разошлись строители вавилонской башни. Различные группы реформации избрали свой «язык» прочтения Писания. Единство рухнуло, как рухнула мечта вавилонских строителей взойти на небо без Бога.
Деление «языков» не прекратилось шестнадцатым веком и к настоящему моменту мы наблюдаем около пяти тысяч протестантских образований. Протестантский мир напоминает камень, отколовшийся от скалы, летящий на огромной скорости вниз, постоянно дробящийся, мельчающий, но лишь набирающий от этого скорость паденья.
Появляются и уходят в небытие «церкви», новые проповедники, пророки, учителя. И с каждым поколением Православная Церковь всё меньше и меньше напоминает протестантский мир. Сохраняя в Себе Кафолическое единство, монолитность богословской мысли, Литургию с ужасом взирает на растущую апостасию западного христианства. Она свидетельствует миру об исполнение молитвы Господней:

«Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:23)

Христос всегда пребывал в Церкви в страшном и великом Таинстве. Есть жертвенник и есть Агнец «раздробляемый и неразделяемый, всегда едомый, и никогдаже иждеваемый». 
Жизнь православного христианина построена вокруг Таинства Евхаристии. Творимая лишь избранным священством Дары животворят душу, споспешествуют спасению.
Протестанты же отвергли священство, отреклись от Причастия Божеству. Прочитав в Писании стих:

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.» (1Пет.2:9)

Реформаторы сделали вывод о всеобщем священстве. Читая Писание, не уразумели Его уроков.
На самом деле, Лютер далеко не первый реформатор, решивший изменить Божий промысел о Церкви. Ветхий Завет предлагает нам для назидания удивительно трагичную историю пионера реформации Корея. Будучи левитом, Корей был избран для служения Богу при скинии Моисеевой. Только служение это было вспомогательным, не священническим. Возможно, Корею искренне хотелось священнодействовать перед Творцом. Вероятно, он считал себя правым поднять мятеж, взирая на концентрацию священнической власти в руках Аарона и его рода. Подобно Лютеру, восставшему против тирании папы и кардиналов, Корей восстает против первосвященника, беря на щит услышанное от Моисея обетование - Слово Бога:

«…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.» (Исх.19:5,6)

Да, Корей действует в соответствии со Словом. В этом он напоминает Лютера и всех последующих реформаторов. Только выводы сделанные Кореем из обетования неправильны в той же степени, как неправильны выводы Лютера и его последователей. В истории, происшедшей с Кореем, мы впервые сталкиваемся с проблемой ошибочного толкования Писания, трагичными плодами данного истолкования.
Остаётся поразиться протестантской слепоте, благодаря который они не замечают явных параллелей книги Исход и излюбленной ими цитаты в первом Соборном послании Апостола Петра.
Тогда как невооруженным взглядом видно, что обетования переданное Богом через Моисея практически дословно цитируется Апостолом Петром: утверждается избранность народа Божьего, его священническое служение. 
Эти стихи настолько идентичны, что замена стиха Нового Завета стихом из Ветхого Завета и его прочтения в Соборном послании Апостола Петра, не помешает протестантам понимать ветхозаветный стих иначе, как довод в пользу всеобщего священства. Не воспретит им повторить роковую ошибку ветхозаветного реформатора:

«И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?... «И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.» (Чис.16:3,8-10)

Падшая человеческая душа всегда ищет своего престола. Корею мало собственной благодати. В горделивом порыве, он решает сослужить с Аароном. 
Не подобным ли образом поступил Лютер? Не аналогичными ли доводами руководствуются современные протестанты? Они утверждают свою святость-искупленность, верят в то, что каждый имеет непосредственное общение с Богом. И так же, как и Корей возмущены фактом разделения Церкви на священников и мирян. Но каков плод кореевской реформации?

«и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.» (Чис.16:32,33)

Плод воистину страшен. Писание же предупреждает нас:

«Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.» (1Кор.10:11)

Не сложно в ветхозаветом Корее разглядеть прообраз новозаветного Лютера, узреть урок грядущим поколениям. Конечно, земля не разверзлась под ногами великого реформатора, не поглотила вместе с ним его последователей. Но разве мы не видим плодов реформации? Постоянное дробление, многочисленные и многообразные ереси, плеяда «пророков» и «апостолов» анафематствующих друг друга, возведение в норму греха?
Знамя «Sola Scriptura» призванное врачевать и животворить расчленяет и уничтожает любые намеки на единство в протестантском сообществе. Отвергнув поврежденное католическое Предание, низвергнув больную католическую иерархию, Лютер не сделал шаг навстречу Кафолической Церкви. Это, пожалуй, стало наибольшей ошибкой великого реформатора. 
Но зачем эту ошибку повторять современному протестанту? Каждая отдельная душа может сбросить бунтарскую личину Корея. Переосмыслить собственный путь и направить стопы в Отчий Дом - Единую Соборную и Апостольскую Церковь.

Православие, Лютер, протестанты, Церковь, апологетика, Корей

Next post
Up