«Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и, еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований» Иоанн Лествичник (Лествица, ст.26).
Но это же скучно! - возразят мне протестанты. Да, намного веселее делать так:
«Иллюстрация показывает, как богодухновенные истины Писания усваиваются нашим разумом. То, что происходит после этого, называется озарением. Когда я своим разумом и сердцем взыскиваю Господа, Дух Божий напрямую запечатлевает в моем духе Свои откровения. В такие моменты присутствие Божье ощущается с необыкновенной силой. Это может побудить вас воздать хвалу Богу, поклониться Ему, исповедать какой-либо грех или совершить что-либо во славу Его. В такие минуты вы можете получить ответ на мучивший вас вопрос, найти решение своих проблем, понять, с кем должны поговорить о Христе и что Отец поручает вам сказать кому-либо из ваших близких или членов домашней группы.
Общение Иисуса с Отцом не было ритуальной формальностью. Иисус жаждал этого общения, стремился к нему всей душой. Знайте, что это доступно и вам! Общение с Господом и другими членами Его Тела является нашей исключительной привилегией. Неверующим этого не понять» Ральф Нейбор (Вводный курс Неделя 6).
По большому счёту есть лишь два пути: послушание своему больному я (а через него и бесам) или осторожное взросление под присмотром учения Церкви. Палитра протестантизма колеблется между двумя полюсами: от умеренного отношения к Священному Тексту у лютеран, имеющих внушительный пласт собственного предания, до самоубийственной единоличной экзегезы харизматов. И, тем не менее, ни у тех, ни у других нет ничего подобного опыту православных аскетов, через который только и возможно по-настоящему преодолеть младенчество.