Ответ протестанту о «праведности Христовой»

Oct 27, 2010 21:28

Данная заметка появилась в результате уточняющего вопроса заданного мне в «личке» пользователем Sasha Ranneva. Вопрос возник в контексте обсуждения статьи «плоды харизматической праведности». Дабы не сводить дискуссию к обсуждению лишь одного вопроса, создаю отдельную заметку. 
Итак, цитирую вопрос:

<что такое для православных христиан праведность ( Read more... )

Писание, Православие, праведность, протестанты, Предание, Церковь, апологетика

Leave a comment

m_e_l_n_i_k_o_v October 29 2010, 06:30:55 UTC
<Но, думаю, нельзя исключать и того, что это написано в порядке полемики с Павлом, в контексте "дел" закона>.

Честно говоря, впервые слышу такую точку зрения. Где Вы её почерпнули? Поделитесь источником, пожалуйста.

<Павел же пишет в Гал. 2:12 о "некоторых от Иакова", которых испугался Петр и изменил прежней позиции. Какую позицию в отношении закона для язычников занимал сам Иаков? Мы, строго говоря, не знаем, но не исключено, что "иудаизаторскую">.

Я предлагаю обратить внимание на иллюстрации Апостола Иакова к своему утверждению о необходимости дел:

«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак.2:21-26)

Авраам и Раав совершили «дела закона», в то же самое время Апостол не приводит в пример обрезание Авраамово, тоже совершенное им по вере в Бога (а для «законнической» полемики это был бы более весомый аргумент).
Далее в контексте всего послания Апостола Иакова мы не замечаем ничего компрометирующего, «законнического», напротив вектор послания направлен главным образом в сторону нравственного состояния души верующего. Стоит добавить, что книга Деяний говорит нам о том, что Апостол Иаков председательствовал на первом Апостольском Соборе. И мы знаем решение Собора, озвученное им.
Написано ли послание раньше Апостольского Собора? Я, честно говоря, не знаю.

<Впрочем, то, что я пишу, не знаю, как подойдет для неопротестантов, они же чаще всего страшные "библицисты", люди неприкосновенного авторитета буквы.>

Ваше своеобразное истолкование послания Апостола Иакова не найдет поддержки и у многих православных. Вы могли бы привести источник данного мнения?

<Да, у Златоуста все очень объемно, и речь идет о делах любви как плодах веры, как о том "избытке сердца", который она рождает, если не мертва.
Но если именно так поставить вопрос перед неопротестантом - интересно, что он ответит?>

Да я уже как-то и не питаю особенных иллюзий по поводу ответов неопротестантов :) Тем не менее, у некоторых неопротестантов наметилась тенденция поиска подтверждения своей теологии в трудах отцов Церкви. Возможно, когда они окончательно убедятся в своей полной доктринальной противоположности Отцам, что-то произойдет? Не знаю…
На самом деле толкование св. Иоанна Златоуста великолепно поясняет любому протестанту православный взгляд на праведность. Неопротестант, обратившийся ко мне с вопросом, исповедует идею «вмененной праведности Христа»: как бы не ничтожна была бы личная праведность неопротестанта, у него есть Христова праведность, оправдывающая его от греха. Это слегка видоизмененная лютеровская идея выкупа. Св. Иоанн Златоуст весьма полно и обстоятельно опровергает данную точку зрения.

Reply


Leave a comment

Up