Протестанты любят обвинять православных в неправильном употреблении библейского термина «святой» и, ссылаясь на Писание, приводят многочисленные стихи, в которых Апостолы обращались к поместным церквям подобным образом: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1Фесс.5:27).
Апостолы именовали всех христиан святыми, и протестант, указывая на это, обвиняет православных в неправильном выделении части праведников из общества христиан: «Мы все святы, искуплены, оправданы, имеем вмененные одежды праведности, почему вы называете святыми лишь некоторых?».
Для разъяснения этого недоумения достаточно обратится к значению слова «святой» и Писанию. В переводе с греческого слово αγιαν - святой, посвященный, благочестивый, праведный, как сущ. святыня. Термин «святой» может применяться ко всем христианам, указывая на их призвание, отделение от мира и посвящения себя Богу: «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа…» (1Кор.1:2).
В Новом Завете есть и другие эпизоды, когда слово святой применялось во втором своём значении: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14-16).
Апостол Петр призывает святых быть святыми? Разве они уже не святы? Совершенно очевидно, что в этом случае термин «святость» имеет значением качественную характеристику отдельного христианина. Если в 1Кор.1:2 нельзя выделить одного христианина-святого из общества других, то в 1Пет.1:14-16 такое выделение очевидно: «будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Каждый творит волю Божию в определенной мере и именно поэтому в Православной Церкви именуются святыми те, которые своей жизнью подтвердили слова Апостола.
Православный термин «преподобный» так же имеет своим основанием Священное Писание: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). Православный подвижник, именуемый преподобным, являет собой миру образ Христа, Которому он уподобился через единение с Духом Святым, пребывающим в его преображенной душе.
В Православии сохранились оба значения термина «святой». Так, например, на Литургии звучит возглас священника «Святая святым» - святыня Евхаристии преподается каждому православному христианину. Тем не менее, чаще используется второе значение: святой - подвижник веры, праведник, носитель Святого Духа.
Протестанты второе значение слова «святой» очень редко применяют к качественной стороне собственной жизни, но привыкают именовать себя святыми по праву принадлежности к обществу христиан.
Данные смысловые значения, вкладываемые православными и протестантами в одно и то же слово, наглядно иллюстрируют духовность обеих моделей христианства. Православный старается всеми силами достичь идеала святости и спасения, имея примером жития сонма святых, стяжавших благодать Святого Духа. Протестант практически всегда мнит себя оправданным, спасенным, достигшим вмененной святости, не имеет глубокой мотивации к собственному исправлению, аскетического учения. В данном случае православные намного ближе по духу к Апостолу Павла, чем современные протестанты: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13,14).