происхождение фонтана

Aug 22, 2011 23:41





Лошадка. Цоо, Карлсруэ (Баден). 07 августа 2011
Ящерка. Между розарием и тропой императрицы Августы, Баден-Баден. 06 августа 2011

Писсуар Дюшана обычно рассматривают как пример реди-мейда. При этом внимание обращают прежде всего на одно его свойство - то, что он взят как готовая вещь, позаимствован "как есть". Не менее важным является другое - его экспонирование в перевернутом виде. Это - переворот представления.
Фетишизм и абсурд - вот аксиомы дадаизма. И дюшановский опус, конечно, легче всего связать с этим мимолетным течением европейского духа. Однако, любое подражательное произведение искусство не выполняет тех функций, какие выполняет предмет, которому оно подражает. Статуя - неподвижна, а человек - движется. Это - переворот значения.
В перевернутый писсуар невозможно писать. Лишение вещи привычной функциональности превращает ее в произведение искусства. Это - то, что обычно пишут про дюшанство. Но любое классическое произведение искусства отказывается от функциональности своего пробраза.
"Фонтан" Дюшана перевернут по отношению к обычному писсуару. Но и традиционный скульптурный фонтан извергается в прямом противоречии с тем, как производят воду люди или животные. Исключение - "писающий мальчик" в Брюсселе - только подтверждает правило.

Черный Лес, цвет, скульптура

Previous post Next post
Up