https://www.facebook.com/112707066744802/photos/a.112715586743950/112715536743955/?type=3&theater Со страницы
https://detaly.co.il/pravoslavnye-tozhe-hotyat-v-knesset/ Православные тоже хотят в Кнессет
«Наша программа очень проста. Мы требуем минимального вмешательства государства в личную жизнь; разрешения гражданских браков; и чтобы наше государство не вмешивалось в доходы наших граждан, а взимало налоги с учетом конкретной необходимости. Это называется - экономический либерализм. И за это мы выступаем».
Так говорит Ольга Каплан - второй номер в списке «Либерального христианского движения» (ТАНАЛ), которое 17 сентября предпримет попытку преодолеть электоральный барьер на выборах в Кнессет. «Деталям» она рассказала, что ЛХД создал два года назад Бшара Шлаян, араб-христианин из Назарета. В апреле «христианские либералы» впервые приняли участие в парламентских выборах, но особых лавров не снискали. Затем, когда стало известно, что выборы будут проведены повторно, Ольга Каплан получила предложение занять второе место в списке. Видимо, лидер движения тоже понял, сколь важен «русский голос» в нынешней политической борьбе.
В декларации о намерениях ЛХД, в частности, сказано: «Христианская религия - наша вера - третья по количеству адептов в стране. Однако в течение многих лет голос нашего сообщества не был слышен в Кнессете. Настало время устранить этот пробел, делегировав в парламент достойных представителей, которые поведут нас дорогой истинного равенства и демократии». Одно из предложений - чтобы все народы, населяющие Израиль, стали «израильской нацией», и не было бы противопоставления «еврей» - «гой», которое предполагает некую дискриминацию, а доминировала бы свобода вероисповедания.
Ольга Каплан - уроженка Мурманска, живет в Израиле с четырнадцати лет, завершает обучение на степень бакалавра юриспруденции, мать восьмерых детей, руководит небольшой фирмой, действующей в сфере высоких технологий. Живет в поселке Шореш, под Иерусалимом.
- Почему движение названо христианским, понятно. Но почему еще и либеральным?
- Потому что мы выступаем за свободу. Человек рожден быть свободным, и имеет право придерживаться того вероисповедания, которое ему ближе. В принципе, наша партия обращается не только к христианам, но и к мусульманам, и к иудеям - к тем, кто разделяет нашу точку зрения, поддерживает нашу программу, которая опубликована. Нам, по сути, не важно, кто они - православные, католики, мусульмане, иудеи, пусть даже представители ЛГБТ-сообщества, пусть даже ультраортодоксы. Все, кто готов за нас голосовать - наш электорат.
- Сколько христиан живет сегодня в Израиле?
- Около 187000 арабов-христиан. Есть еще около четырехсот тысяч человек, которые прибыли с последней волной репатриации из стран бывшего СССР, и не записаны как иудеи.
- Вы не преувеличиваете?
- Я даже немножко преуменьшаю. Но на сайте МВД, в разделе «народонаселения», можно найти эти данные, они существуют в открытом доступе.
- Но это не значит, что все они - христиане…
- Я и не говорила, что они христиане. Просто имела в виду тех, кто не записан евреем.
- Хорошо, а сколько среди них христиан?
- У меня нет таких данных, но то, что мы меньшинство - это однозначно. То есть, наше движение выражает интересы меньшинства. А точной статистики не может быть, по простой причине: становясь на учет в МВД, многие не заявляют о себе, как о христианах. Стало быть, есть среди русскоязычных немало скрытых христиан, не выпячивающих свое вероисповедание.
- Представители сект, будь то иеговисты, или адвентисты Седьмого дня, выходили на контакт с вами?
- Вы задаете вопрос, к которому я не имею никакого отношения. Могу только сказать, что русскоязычные сторонники движения - это православные люди. Мы общаемся либо на русском, либо на иврите. А с арабскими нашими единомышленниками - на иврите.
- Как отреагировала общественность на появление вашего движения?
- В социальных сетях против нас развернута настоящая травля. Если вы зайдете на нашу страничку в Facebook, то можете увидеть пожелания вернуться в Россию, расистские высказывания. Вы себе не представляете, какие выражения позволяют себе люди, поначалу выглядящие вполне себе нормативными. У меня к ним встречный вопрос: если мне можно пожелать уехать обратно в Россию, то что делать арабам-христианам? Им-то куда возвращаться?
- Травля в социальных сетях, но не в реальном мире?
- Она обнажает вполне реальное мышление. Да, пока оно проявляет себя в виртуальном пространстве, но скоро может выплеснуться и в реальность.
- А вас не интересовал вопрос травли арабов-христиан - арабами-мусульманами? Например, Бейт-Лехем этим «славится»…
- Наш лидер постоянно поднимает этот вопрос. И одна из целей нашего движения - устранение несправедливости. У меня дети учатся в христианской школе в Яффо, и я воочию наблюдала, как арабы-мусульмане относятся к арабам-христианам. Ну а евреи, скажем так, притесняют и тех, и других.
- Вы располагаете какими-то конкретными фактами, статистикой, подтверждающей ваш тезис о притеснениях? Кого-то не приняли на работу из-за вероисповедания, кому-то поставили клеймо «христианин», кого-то оскорбили за то, что он по-другому думает?
- Зайдите на Facebook, там много комментариев, можете ознакомиться. Разве это не травля?
- Это избытки свободы слова. Представители левого и правого лагерей так же буйно нападают друг на друга. На случай, когда кто-то переходит «красные линии», есть суд.
- Желать смерти человеку и призывать к трансферу не называется свободой слова или волеизъявлением.
- Вы призываете к невмешательству государства в личную жизнь человека…
- Да. Экономический либерализм.
- Но ведь либертарианство, вроде бы, не имеет никакого отношения к христианству?
- Это относится к любому гражданину, неважно, христианин ли он. Мы представляем не только христиан.
- Сколько примерно человек состоит в вашей партии в данный момент, и сколько поддерживает ваше движение?
- Я не владею этой информацией. Запись всех членов ведет сам Бшара Шлаян.
- И вы всерьез рассчитываете пройти электоральный барьер?
- Мы реально оцениваем свои возможности, и думаем, что сможем. Пришло время нашим братьям поднять флаг и пройти в Кнессет, чтобы представлять именно нашу точку зрения на проблемы страны. Чтобы выразить волю нашего избирателя. Мы имеем на это полное право.
Марк Котлярский, «Детали» К.В.