УО (умственная отсталость)

Jun 15, 2013 20:28

Широкая категория умственной отсталости - зонтик, под которым собраны клинические картины идиотии, дебильности, олигофрении, слабоумия, задержки психического развития, парциальной задержки психического развития, психического инфантилизма, минимальной мозговой дисфункции, нарушений обучаемости, интеллектуально-мнестических расстройств, деменции.

В настоящее время в Международном классификаторе психических расстройств МКБ-10 (введён в действие на территории РФ с 1 января 1999 года) интеллектуальный уровень подразделяется на:
нарушения познавательных функций, неврологические и сосудистые,
http://www.icd10data.com/ICD10CM/Codes/R00-R99/R40-R46/R41-/#R41 и http://www.icd10data.com/ICD10CM/Codes/G00-G99/G30-G32/G31-/G31.84 в том числе
пограничное умственное функционирование borderline intellectual functioning IQ 71-84, код R41.83

интеллектуальная несостоятельность intellectual disabilities код F70-79, где
F70 IQ 50 - 69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет, умственная отсталость лёгкой степени)
F71 IQ 35 - 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет, умственная отсталость умеренная)
F72 IQ 20 - 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет, умственная отсталость тяжёлая)
F73 IQ below 20-25 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трёхлетнем возрасте, глубокая умственная отсталость).

Международная классификация болезней 10-го пересмотра, принятая Всемирной организации здравоохранения в 1990-м году, и Руководство по диагностике и статистике психических расстройств IV пересмотра в новой текстовой редакции, принятое Американской психиатрической ассоциацией в 2000-м году (англоязычные обозначения ICD-10 и DSM-IV-TR соответственно), уступают место новым классификаторам. ICD-11 официально вступит в действие в 2015-м, DSM-V официально вступила в действие в 2013-м, http://www.dsm5.org/Pages/Default.aspx

Умственная отсталость (mental retardation в DSM-IV) в американском классификаторе психиатрических расстройств пятой редакции переименована в соответствии с международным стандартом в интеллектуальную несостоятельность, intellectual disability. Концепция оценки интеллекта в пятой редакции обновлена. Оригинал на английском языке http://www.dsm5.org/Documents/Intellectual%20Disability%20Fact%20Sheet.pdf, перевод на русский язык:

В DSM-5 значительные изменения касаются не только названия интеллектуальной несостоятельности (расстройство интеллектуального развития), но и влияния интеллекта на уровень функционирования человека, а критерии улучшены, чтобы поощрять интегративную диагностику пациента. Пересмотр также отражает движение Руководства от многоосевого подхода к оценке состояний. В DSM-IV умственная отсталость располагалась на Оси II, гаратнируя тем самым внимание клиницистов к распознаванию нарушений интеллекта наряду с другими психическими расстройствами. В DSM-5, все психические расстройства располагаются на одной оси и имеют равный вес.

Интеллектуальная несостоятельность включает в себя нарушения умственных способностей, которые оказывают влияние на адаптивное функционирование, в трёх зонах, или областях. Эти сферы определяют, насколько хорошо индивид справляется с ежедневными задачами:
- схематизации, что включает в себя навыки овладения речью, чтением, письмом, математикой, аргументации, эрудиции и памяти,
- социализации, что включает в себя навыки эмпатии, суждения об отношениях, общения, способности дружить и поддерживать дружбу, и подобные им способности,
- реальности, что касается самоорганизации в вопросах заботы о себе, ответственности по работе, умения распоряжаться деньгами, восстанавливать свои силы, устраивать учебные и трудовые дела.

Поскольку интеллектуальная несостоятельность не относится к какому-либо определённому возрасту, симптомы индивида берут начало в пору развития того или иного навыка и недоразвитие диагностируют по массивности дефицитов в адаптивном функционировании. Расстройство полагают хроническим и часто сосуществует с другими психическими состояниями, такими как депрессия, дефицит внимания- гиперактивность, расстройство аутистического спектра.

Интеллектуальная несостоятельность (расстройство интеллектуального развития) - термин DSM-5, который приходит на смену термину "умственная отсталость", применявшемуся в предыдущих редакциях Руководства. Наименование "расстройство интеллектуального развития" включено в текст, чтобы подчеркнуть связь с периодом развития познавательных способностей. Вместе, они приводят DSM к единству с Международной классификацией болезней Всемирной организации здравоохранения, другими профессиональными дисциплинами и союзами, такими как Американская ассоциация интеллектуальной неспособности и нарушений развития и Департамент образования.

Интегративная оценка
DSM-5 делает акцент на необходимости применять оба, и клиническую оценку, и стандартную батарею тестирования для измерения интеллекта, для диагностики интеллектуальной несостоятельности, с тем, что тяжесть нарушения оценивается по уровню адаптивности функционирования, а не единственно на баллах IQ. Баллы IQ как диагностический критерий убраны, однако оставлены в текстовом описании интеллектуальной несостоятельности, - тем самым DSM-5 гарантирует, что баллы IQ не станут определяющим диагностическим критерием, без соответственного рассмотрения уровней функционирования. Это особенно важно для судебной практики.

Важно отметить, что IQ или подобные им стандартизированные тестовые оценки остаются включёнными в индивидуальную диагностику. В DSM-5, интеллектуальная несостоятельность начинается с уровня два стандартных отклонения или больше ниже среднего для популяции, что соответствует оценке IQ в 70 баллов или ниже.

Оценка интеллекта по трём сферам (схематизация, социализация, реальность) гаранирует, что клиницисты основывают диагнозы на влиянии дефицита в той или иной области на фунционирование, необходимое для повседневной жизни. Это особенно важно для разработки плана лечения.

Новые критерии помогут клиницистам развить более полные, более точные картины состояния пациентов, - решающий шаг в обеспечении их эффективным лечением и обслуживанием.
Конец цитаты.

Профессия

Previous post Next post
Up