Продолжим...
Проблемы оперы
Опера- это восхитительное недоразумение, которое длится уже века и которое подарило человечеству множество шедевров, , но которое никак не может избавиться от присущих ему изначально органических пороков. У меня как у практика сцены опера всегда вызывает чувство какой-то особой "неудовлетворенности" , какой-то обреченности на неудачу- настолько неразрешимой кажется мне задача с одинаковой полнотой воплотить ее в музыке и зрелище, музыке и театре. С одной стороны, она бескорыстно абстрактна, как и положено музыке, с другой- корыстно конкретна и целенаправленна, т.к она- пьеса, воплощающая сюжетную интригу.
<...>
Главная проблема, как я указывал выше,- это диалектика отношений между музыкальной темой и сценическим действием, между звуком и персонажем. У великих оперных композиторов эта проблема решается почти идеально благодаря их фантастической поэтической мощи.Самый высокий пример для меня- Моцарт. Достаточно вспомнить его "Свадьбу Фигаро", где музыкальное повествование "течет" среди персонажей и ситуаций и в результате достигается почти фантастическое равновесие между музыкой и тем, что в опере еще положено сказать и сделать. И это не проблема взаимозависимости. Это проблема единства: одно переливается в другое , одно усиливает другое, одно объясняет другое. И музыкальное "разрешение" происходит через разрешение "сценическое".
<...>
Нужно исходить из единства "музыка - слово" и "слово - музыка" . Если перед нами встает проблема предпочтения одного другому, это значит, что нам не удалось достичь художественного равновесия.
Бывает, как это было, например, у Верди, этого великого композитора и великого практика сцены, что проблема решается иначе. Единство осуществляется не через "слово - музыку", а через "ситуацию - музыку". Верди пишет музыку не для персонаже, не для слова-диалога, а просто для ситуации. Отсюда постоянная опасность потерять диалогические отношения, которые все же существуют , и оставить только "линию драматического развития" в широком смысле. Отсюда трудности, которые встают перед постановщиками опер Верди. А еще в проблему интерпретации входят "пение и певец" (я не говорю здесь о погрешностях, о технических трудностях, вызванных отсутствием современной методологии), Я имею в виду объективные требования , такие, как дыхание, положение тела исполнителя, мимику рта, большую или меньшую расслабленность некоторых мышц <...>
<....>
Так к проблеме "музыка-текст" добавляется еще и проблема исполнителя, исполнителя "неподготовленного" в силу отсутствия "критического взгляда" на оперу, как на музыкально-текстуальное единство, В общем, сейчас уже ясно, что главный двигатель оперы- это музыка. Но музыкальная интерпретация оперы вовсе не всегда уж очевидно объективна., то есть нельзя сказать, будто какая-то интерпретация является единственно возможной. Ноты- да, они всегда одни и те же, и темы те же, и тональности, но уже темп ставит перед нами проблему произвольного выбора: поиск нужного темпа- одна из главных проблем интерпретации музыки, и в особенности оперы. Каковы, например, истинно "вердианские" темпы? Нужно ли здесь точно следовать указаниям: piu mosso, allegro, andante и тому подобное? И нужен ли метроном? И меняется ли, если мы меняем темп, стилистическая окраска?
<...>
У дирижера должно быть- хотя такое бывает далеко не всегда- точное музыкальное видение оперы, именно отсюда и может родиться критическое прочтение драматического текста. А с появлением фигуры режиссера проблема, вместо того, чтобы сузиться, еще больше расширилась. И чем талантливее режиссер, и чем талантливее дирижер, тем глубже становится между ними пропасть. Правда, она может и исчезнуть. Но для этого нужна едина точка зрения, нужна интерпретация, рожденная общим порывом. На мой взгляд, опера еще больше, чем драматический театр, нуждается в объединенных усилиях, и главным в процессе объединения этих усилий может стать только дирижер.
<...>
Деловое, , длительное, исчерпывающее сотрудничество дирижера и режиссера в рамках той машины, в которую превратился современный театр , просто невозможно. Дирижеров, которые имели бы законное право и данные быть также и оперными режиссерами, практически нет. Режиссеров, способных дирижировать оперой , вообще не бывает.
<....>
To be continued .