(no subject)

Oct 06, 2017 19:13

Об украшениях

В знаменитом «Ожерелье» («La Parure») жена мелкого чиновника затмевает всех дам на балу в министерстве и обращает на себя внимание самого министра. Уверенность в себе ей придает бриллиантовое ожерелье, одолженное подругой.

Успех золушки становится социальным лифтом, но - уносящим вниз: обнаружив после бала пропажу ожерелья, героиня с мужем покупают у ювелира и возвращают владелице очень похожее и отрабатывают долги десятилетием тяжелого труда. В финале, встретив подругу, героиня узнает, что потерянные бриллианты были фальшивыми.

«Ожерелью» предшествовали новеллы «Драгоценности» («Les Bijoux») и «Награжден!» («Décoré!»). В первой мелкий чиновник, порицавший красавицу жену за пристрастие к поддельным украшениям, по вдовстве выясняет, что они настоящие, а он рогоносец*. Вторая, подобно «Ожерелью», - анатомия тщеславия, но не женского, а мужского: буржуа, женатый на красивой бесприданнице, грезит об ордене и обретает его - вместе с рогами.

«Ожерелье» отразилось в «Жемчужном ожерелье»: героиня и герой с честью выдерживают испытание, получив в дар ожерелье - фальшивое, о чем в финале сообщает даритель.

«Ожерелье» и «Награждён!» отразились в «Анне на шее»: женатый на бедной красавице чиновник получает вожделенный орден благодаря тому, что своим успехом на балу жена обращает на себя внимание его похотливого начальника**.
____________

* Развернутое сопоставление этих новел см.: Donald-Evans M. The last laugh: Maupassant’s „Les Bijoux“ and „La Parure“ // French Forum. 1985. Vol. 10, no. 2. P. 163-174.

** Мелкие совпадения: в своих грезах о светском обществе героиня «Ожерелья» загадочно улыбается в ответ на любезности кавалеров (elle songeait ... aux galanteries chuchotées et écoutées avec un sourire de sphinx); она чувствует, что рождена для такой жизни (elle se sentait faite pour cela). Чеховская Анна тоже умеет глядеть печально и загадочно и понимает, что создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками. Центральные у Мопассана мотивы временного обладания драгоценностями и их сохранности находят отклик у Чехова: Анна умела брать напрокат bijoux; муж дарил Ане кольца, браслеты и броши ... И часто он отпирал ее комод и делал ревизию: все ли вещи целы.

чехов, лесков, vgl, мопассан

Previous post Next post
Up