Эхо в «Заплети этот ливень...» Пастернака:
Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне,
Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Актей
- эхо блоковского «Эха», в котором тоже перепутаны античные сюжеты.
*****
Что зимний воздух пахнет яблоком, замечено - самое позднее - Куприным («Тапер» и «Черный туман»). Мандельштам дополнил ольфакторное сходство акустическим:
Снег пахнет яблоком, как встарь
...
И яблоком хрустит саней морозный звук
...
Вновь пахнет яблоком мороз
Находке воздадут должное: «хруст» отзовется у Шенгели («С утра хрустящий яблочный морозец»), «запах» - у Вознесенского («и снег антоновкой пахнет ... Пахнет яблоком снежок») и др. Но если Мандельштам, говоря «как встарь» и «вновь», имел в виду «так же, как всегда» (по наблюдению Е. Эткинда, «эти три слова (снег, мороз, яблоко) символизируют Россию вечную»), то, напр., А. Галич, говоря «опять», имеет в виду «так же, как в детстве»:
Когда я снова стану маленьким
И снег опять запахнет яблоком
Эмблемой детства это становится и у Н. Крыщука: «А если зимой случалось получить в подарок яблоко! … Невероятное, непостижимое родство: вкус яблока и запах снега».
*****
«Гармониками отражались сваи в воде, свиваясь и развиваясь...» (Набоков). До чего изысканный иллюзионизм. Колебания отражения свай на подвижной водной поверхности не только описываются, уподобляясь сжиманию-растягиванию и скручиванию-раскручиванию, но и имитируются на буквенно-звуковом уровне: СВАИ зеркально удваиваются в СВИВАЯСЬ (СВ...В...С).