Сологуб, 1908:
В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
Не слыхать шагов, ни хруста,
Ничего.
Блок, 1916:
За окном черно и пусто,
Ночь полна шагов и хруста.
*****
«Круг» Набокова: дополнения к
комментарию ...бывало, смотрел через реку <…> и вдруг - молочное облако черемухи среди хвой - образ черемухи, растущей на речном берегу по соседству с хвойными деревьями, - сквозной у Набокова начиная с ранней лирики («Вперед! Сквозь белизну молочную черемух / зеленая река застенчиво блестит») и романа «Машенька» («На реке теперь отражался левый <…> берег, сверху поросший елью да черемухой») и кончая примечаниями к «Онегину»: «A common and popular woodland plant in Russia, it is equally at home among the riverside alders and on the pine barren» (Nabokov V. Eugene Onegin, transl. with commentary. NY, 1964. Vol. 3. P. 11). Эпитет «молочная» позаимствован у Батюшкова: «Под тению черемухи млечной» («Беседки муз»); ср.: «И опять в июне, на восхитительном севере, когда весело цвела имени безумного Батюшкова млечная черемуха» («Другие берега»). Вослед Батюшкову это прилагательное использовали другие авторы: «Там некогда, кругом черемухи млечной» (Лермонтов); «Душистый снег весны - черемухи молочной» (Фофанов). У Набокова оно встречается как в полногласной форме (примеры выше), так и в неполногласной: «Черемуха млела, и было темно» («Тишина»), где «млела» намекает на млечность.
...лёгкий хруст шагов - реминисценция стихотворения «Блок» Игоря-Северянина: «У рая слышен лёгкий хруст шагов...»
*****
оптимист Михалков vs пессимист Чуковский-Кривелло («Чудовища вида ужасного...» - лучше бы, наверное, «Чуковища»)
ср. Горький vs Сологуб-Смертяшкин
*****
Повторившаяся в деталях ситуация. В 1999 во время полета с иерусалимской Пушкинской конференции (из Тель-Авива в Мюнхен) и в 2001 во время полета на вюрцбургскую Пушкинскую конференцию (из Бостона во Франкфурт-на-Майне) соседом оказался старый еврей; по порядку слов в моем английском он догадался, что по-немецки мне говорить легче, и перешел со мною на немецкий, оказавшийся у него родным благодаря берлинскому детству.
Любопытно, как эти мизансцены уложила память - все рационализирующая, подобно сну при пробуждении: в первом случае я вижу собеседника и себя летящими справа налево, во втором - слева направо.
*****
кончится и дасборг
даст бог
не сведет же дасборг
нас в морг